Войти в почту

Протоиерей Андрей Ткачев: Когда мы прощаем ближнего или отходим на второй план, уступая первенство, мы совершаем настоящую победу

«Сегодня поговорим о лукавом. Вернее, о том, чем заканчивается молитва «Отче наш»: «И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого». Между прочим, присутствие лукавого в мире и его тлетворное влияние на человеческую жизнь обнаруживается только тогда, когда человек молится. Когда человек не молится, он склонен не верить, что лукавый существует.

Протоиерей Андрей Ткачев: Когда мы прощаем ближнего или отходим на второй план, уступая первенство, мы совершаем настоящую победу
© Daily Moscow

Когда человек начинает деятельно двигаться к Богу, тогда он обретает тысячу препятствий снаружи и внутри.

Некоторые приходят от домашних. Почему и сказано, что враги человеку - домашние его. Некоторые приходят от мира, который лежит во зле. А некоторые приходят изнутри. Потому что лукавый успел посеять на поле нашего сердца множество разных плевел. И они растут, хоть мы их не сажали. И растут быстрее пшеницы. И пропалывать их очень трудно. Так молящийся человек обретает противника, хотя он его не искал. Он Бога искал, а нашёл противника. Разжигающий огонь (имеется в виду благодать) терпит от дыма (имеется в виду страсть). То есть терпит от дыма страстей.

И начальник страстей — это воздушный князь мира сего, который пытается миром править.

И с ним у нас идёт борьба. У нас нет врагов среди людей. Наши враги — это духи злобы поднебесной, как сказал апостол Павел. Однажды мне пришлось присутствовать на одной студенческой встрече, где обсуждался роман «Мастер и Маргарита». Как вы помните, роман Булгакова повествует о дьяволе. Роман писался в то время, когда в Москве посносили купола с церквей, а некоторые церкви просто сравняли с землей, и службы Божьи прекратились.

И на этой встрече цитировали диалог поэта Бездомного с Воландом, где Бездомный называет дьявола незнакомцем, который имеет страшную силу. А этот незнакомец сам себя называет «консультантом».

В эти слова стоит вслушаться. Потому что лукавый всё делает так, чтобы мы сами были виноваты.

Он только подсказывает нам пути грехов, а мы, обладая активностью и богодарованной свободой, не распознаём это семя лукавого и воплощаем в жизнь какие-то проекты. А потом он внушает нам мысль, что мы сами это сделали и мы же сами виноваты. Вообще у лукавого есть несколько характеристик. Во-первых, нужно понимать, что у дьявола очень сильный ум, с которым нашему уму невозможно тягаться. Мы не сможем его переиграть ни в шахматную партию, ни во что другое. Его ангельская природа сильнее. Во-вторых, он никого не любит. Он нас ненавидит, потому что знает, что мы должны занять его место в числе спасённых. Он знает, что число отпадших ангелов восполнится спасёнными людьми.

И поэтому он имеет величайшую ненависть к человеку. Особенно к верующим людям.

В-третьих, он желает быть невидимым, неузнанным. Есть такие культы, где ему поклоняются, и где лукавый открывает своё лицо. Сатанинские культы были и есть, но сейчас их значительно меньше, чем в дохристианские времена. И там, где ему, как злу, поклоняются и стремятся получить от него помощь, лукавый может снять с себя маску. В наше же время он утаивает свое лицо до определённого времени. Он стремится овладеть людскими мыслями для того, чтобы перестать таиться и скрываться.

Итак, он умён, он нас не любит, и он не хочет, чтобы мы знали, что он действует в мире. А он действует!

Повторю, победить его умом мы не можем, то есть мы его не перехитрим, не облапошим, не обведём вокруг пальца. Мы можем его побеждать только тем, чего у него совсем нет. Например, он не умеет прощать. А человек может прощать. Лукавый не умеет каяться, а человек может каяться. Человек может смиряться, может благодарить. Вот эти вещи напрочь отсутствуют у лукавого.

Когда мы прощаем ближнего, мы совершаем настоящую победу. Когда мы сознательно смиряемся, отходим на второй план, уступая первенство, мы тоже побеждаем.

Лукавый этого не делает. Он стремится быть первым. Он везде хочет пожать лавры. Он из-за этого и Небо потерял. Потому что хотел быть первым и перед Богом возвыситься.

И поэтому, когда мы сознательно уходим с первых мест в тень или не ищем первых мест, или отдаем эту борьбу, как суетную, и занимаемся более важными вещами, мы совершаем победу.

Это очень важно понимать, потому что иначе мы совершаем его волю. Его образ мыслей следующий: добивайся, борись, будь первым, будь главным, будь правым.

Это дьявольский образ мыслей. Здесь мы его не победим. Здесь он победит нас. Он подарит что-то человеку, даст ему какое-то временное благоденствие. А потом жестоко посмеётся над ним. Потому что он никого не любит. Так было с Иудой. Когда он понял, что совершил, он пришёл к первосвященникам с раскаянием: «Согрешил я, предав кровь невинную». Он искал сочувствия, а они посмотрели на него и сказали: «А что нам? Ты сам смотри». Иуда пошёл и удавился.

Это и есть абсолютно бесовское презрение. Сначала использовать человека, а потом сказать ему: «Ну, и что? Это твоя проблема, твоя забота, смотри сам».

Итак, у нас с лукавым идёт вoйна. Если мы Бога потеряем, мы будем сожраны им. Мы должны смиряться и Бога благодарить. Этого у лукавого нет».

Опубликовано на Daily Moscow по информации из официального Telegram-канала автора.