7 июля (по другим сведениям, 6-го) – 135 лет со дня рождения Марка Захаровича Шагала (1887-1985), одного из ключевых представителей художественного авангарда ХХ века. Наряду с графикой и живописью он занимался сценографией, писал стихи на идише. Еще одной важной категорией в творчестве Шагала является музыка: обладая синестетическим восприятием, художник «слышал» в красках звуки, а в словах «видел» пластическое выражение.
Став в 1920 главным художником Еврейского камерного театра, создал ряд панно. Центральное из них – «Музыка» – изображает зеленокожего, одетого в национальную одежду скрипача, парящего над родными художнику витебскими улицами и исполняющего клезмерскую мелодию. Скрипач, который одновременно играет и молится – важнейший персонаж шагаловской живописи. В 1966 М
арк Шагал создал диптих из двух панно для Метрополитен-оперы в Нью-Йорке – «Источники музыки» и «Триумф музыки». М
айя Плисецкая в мемуарах описывает свое впечатление от «Триумфа музыки», увиденного ею в 1968: «Тороплюсь на репетицию. Но на площади у фонтанов останавливаюсь как вкопанная. Задираю голову. Высоченное панно Ш
агала. Смотрю на левое, красно-оранжевое. Летящий солнечный ангел с трубою, васильковый Иван-царевич, музицирующий на зеленой виолончели, райские птицы, двуглавое существо с мандолиною у лошадиного подбородка, глянцевая скрипка со смычком на синюшном искрящемся дереве… А в самой середине – полненькая грудастая танцовщица с распущенными рыжими волосами, с усердием держащая ноги по первой позиции. Вся напряглась, скривилась, того гляди – свалится… В верхнем углу, слева, – пестрая стайка балерин. С тугими ляжками, осиными талиями, в различных позах: кто прыгает, кто замер, кто на пальцы встал, кто руки сладким венчиком сложил, кто с худосочным партнером к турам изготовился… А одна, уж точно – я, бедро выгнула, накренилась, натянулась как струна, руки забросила за заплечья, ноги по второй позиции. Что-то такое я и взаправду изображала Ш
агалу под концерт Мендельсона. Ухватил М
арк Захарович сей момент…» (Из книги «Я, М
айя Плисецкая»; М.: Новости, 1994) Ранее, в 1963, Ш
агал по заказу властей Франции приступил к обновлению плафона театрального зала парижской Гранд Опера, который украшала историческая живопись Жюля Эжена Леневе – эта роспись, созданная в 1869-1871, полностью сливалась с архитектурой Шарля Гарнье. Новая потолочная живопись должна была придать многожанровую музыкальную атмосферу и современное дыхание старомодно-роскошному залу. Площадь плафона – 220 квадратных метров. Работа была сделана за год. Всю роспись художник выполнил сам, разделив плафон на 5 секторов, каждый из которых посвящен знаменитым операм и балетам: в синем секторе – «Б
орис Годунов» Мусоргского и «Волшебная флейта» Моцарта, в красном – «Жар-птица» Стравинского и «Дафнис и Хлоя» Равеля, в зеленом – «
Ромео и Джульетта» Берлиоза и «
Тристан и Изольда» Вагнера, в желтом – «
Лебединое озеро» Чайковского и «
Жизель» Адана, в белом – «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси. В центральном круге купола, вокруг люстры, изображены «
Кармен» Бизе, «Фиделио» Бетховена, «Орфей» Глюка. Расписанный плафон был торжественно представлен зрителям 23 сентября 1964. На открытии присутствовали более 2000 человек. Министр культуры Франции Андре Мальро позже сказал: «Какие еще из живущих ныне художников могли бы расписать потолок Парижской оперы так, как это сделал Ш
агал?.. Он прежде всего один из величайших колористов нашего времени». Сам же Ш
агал описывал свою работу так: «Я хотел изобразить, словно в зеркале, висящем высоко над головой, букет мечтаний, творения артистов, композиторов, которые перекликаются с многоцветной суетой публики далеко внизу. Я хотел петь как птица, без теории, без метода».
Екатерина РОМАНОВА, «МО»
«Музыкальное обозрение» в социальных сетях ВКонтакте Телеграм
Запись 135 лет со дня рождения Марка Шагала впервые появилась Музыкальное обозрение.