Выксунизация, коллективный паблик-арт и перформанс: чем запомнился «Выкса-фестиваль-2022»

С 8 по 10 июля в Выксе Нижегородской области прошел «Выкса-фестиваль». В этом году его разделили на два этапа. Корреспондент сайта pravda-nn.ru побывала в городе металлургов и узнала, чем деятели современного искусства удивляют зрителей. Коды, пароли и история Выксы Монастырь, SPAR, рынок, ЗАГС – адреса этих знакомых выскунцам мест воспел свободный хор под музыку композитора Александра Маноцкова. На первый взгляд кажется, что некоторые из этих локаций не очень подходят для такого возвышенного перформанса. Оказывается в этих местах зашифрованы коды, пароли и история города: SPAR находится на месте старого советского универмага, профилакторий ДРО славился в 20 веке передовой архитектурой, а с ДК им. Ленина связаны легенды о привидениях. «В обычной жизни мы не встретим на улице горожан, которые прямо на улице хором пропевают адреса, которые им чем-то дороги. Эта ситуация преображает реальность, включает другой канал нашего восприятия. Мы привыкли, что в кино нам могут показать улицы города и саундтрек сможет окрасить его в нужные режиссеру эмоциональные тона. Здесь волшебство в том, что саундтрек звучит в реальности, и мы оказываемся внутри него. Чувствуем город через музыку», – рассказала куратор Ксения Ануфриева.Музыкальный перформанс проходил рядом с Иверским монастырем. За длинным столом собрались гости фестиваля: знакомились, делились впечатлениями. Неожиданно зазвучал «Хороход»: участники встали вокруг стола, сливаясь с толпой, а в нужный момент начали исполнять «Vox Populi»: воспели 12 заветных адресов в разнобой в разном темпе. Выкса неоднородна, в городе живут люди с разными ценностями и приоритетами: кому-то ближе храм, а для кого-то важнее SPAR. «Для выбора локаций перформанса была проделана огромная предварительная работа. Её выполнили специалисты проекта Народная история России. Были опрошены жители Выксы – и таковы оказались их ответы. Их можно почитать – у каждой локации проекта Хороход есть «цифровой слой» с рассказами выксунцев об этом месте», – рассказала куратор. Те, кто не успел попасть на фестиваль, могут пройтись по заветным локациям онлайн. Виртуальный Хороход проведет своего посетителя по 12 точкам на карте города. (16+) «Для меня как куратора хоровой резиденции очень важно взаимодействие с участниками хора. Это выксунцы, многие из которых даже не знают нот. Но их стремление участвовать, готовность развиваться и делать что-то новое поражают и вдохновляют. Конечно, с ними я провела большую музыкальную работу. Но когда видишь, как хочет этого сталевар, спешащий на репетицию со смены, продавщица продуктового магазина, которая приходит на репетицию с дочкой, пенсионерка, слушать которую приходят подруги и взрослые дети – понимаешь, как это нужно, как это не зря. В перформансе очень важно, что зрители оказываются внутри движущегося вокруг них звука – это очень важная составляющая этого проекта. Возможность ощутить как музыка складывается из «атомов» – отдельных голосов», – поделилась Ксения. Путешествие в трепетный мир детской души Одним из главных событий фестиваля стал интерактивный спектакль по роману Людмилы Петрушевской «Карамзин. Деревенский дневник» (12+). Записки ребенка прозвучали в ДК Речников в деревне Шиморское голосами детей из непростых семей, живущих в реабилитационном центре «Пеликан». «Участвуя в спектакле, дети проходят момент сплочения, становятся одной дружной семьёй. Также участие в спектакле помогает им раскрепоститься, и многие из них, возможно, выберут в будущем профессию, связанную с искусством», – рассказал режиссёр и звукооператор МБУК «ТДО г.о.г. Выкса» Шиморский РДК Илья Молотков. После вступительного слова режиссера на входе в ДК зрители попадают в холл здания. Ничего не происходит. Люди переглядываются, озираются по сторонам. Вдруг в гардеробе загорается гирлянда, появляются дети. Юные актеры играют в мяч, механическим голосом декламируя строки из романа. Затем ребята переходят в темный зал. Зрители следуют за ними. Ничего не видно. Вдруг поочередно загораются огоньки фонариков, а каждый «светлячок» рассказывает мини-историю из летних будних дней ребенка в деревне. После действие продолжается в другом помещении. Актеры забавно рассуждают о бытовых делах: зачитывают текст, написанный мелом на стене, а затем стирают его. Это напоминает уничтожение непонравившегося текста, написанного карандашом, с помощью ластика: снова чистый лист, и можно все начать с начала. Следующая часть спектакля – самая эмоциональная. Дети заходят в одну из комнат и закрывают за собой дверь. Зрители остаются в коридоре. Вскоре выходит один из актеров, выбирает двух человек и куда-то уводит их. Появляется следующий – все повторяется. Кто-то выбирает провожатых решительно и быстро, а кто-то долго всматривается в лица, что найти «своих» людей. Как позже выяснили все участники интерактива, дети показывали взрослым «достопримечательности» ДК: игровую комнату, танцевальный зал и другие важные для них помещения. Держась за дрожащую, влажную детскую руку зритель совершает целое путешествие в трепетный мир юных завсегдатаев ДК. После представления некоторые зрители заметили, что дети выбирали взрослых похожих на самих себя. Наблюдение оказалось верным: одна из актрис призналась, что в путники они выбирают тех, кто близок их душам. Завершилось действие у реки со словами: «Так мелко, но так любимо». «Спектакль интересен от начала и до конца, и самое важное, как я считаю, это то, что зрители были в восторге, а дети получили только положительные эмоции», – поделился Илья Молотков. Мозаичная стена руками народа С 25 июня в Выксе работает мозаичная мастерская «Студия РАЗ. Разбей и запеки – вторая жизнь стекла». Любой желающий может прийти в студию и помочь сделать огромную мозаичную стену, которая украсит город ко второй сессии фестиваля. Идея проекта – очистить город и создать новое произведение уличного искусства. Жители и гости Выксы приносят в студию пустые стеклянные бутылки: кто-то приносит из дома, а кто-то собирает оставленный на улице мусор. Все принесенное стекло можно разделить на 4 большие группы по цвету: синее, белое (прозрачное), коричневое и зеленое. В мастерской организаторы проекта разбивают стекло молотком, а затем нарезают небольшими кусочками. Получаются разноцветные заготовки для витражей с острыми краями. Чтобы сделать кусочки стекла безопасными, их запекают в печке. Затем начинается самое интересное – взрослые и дети приходят в студию на мастер-класс и создают маленькую мозаику, которая станет частью большой витражной стены. Местная художница разработала для проекта несколько дизайнов витражей, которые можно будет собрать в единую композицию. Участники мастер-класса приклеивают кусочки мозаики на прозрачный стеклянный лист, придерживаясь заранее выбранного узора. Распечатка с эскизом художницы кладется под работу, чтобы витраж точно соответствовал рисунку. Готовые мини-мозаики запекают в печи. В августе планируется открытие готовой мозаичной стены в Выксе. Мини-витражи соберут вместе, стыкуют по цвету и форме и соединят в единое полотно. По углам За пару часов приезжие познакомились с местными знаменитостями и прониклись атмосферой Выксы. Ведущие краеведческого променад-театра вместе со зрителями исследовали мифы и легенды города. Гуляя по центру, участники встречали местных жителей, которые рассказывали о городе. От экскурсовода Выксунского музея Елены Чулиной гости фестиваля узнали легенду о дереве-лире. Дерево по загадочным причинам расщепилось и приобрело форму музыкального инструмента. Ученые думают, что дело в наличии железной руды в почве, а местные верят в легенду. По поверью, некогда барин и крепостной музыкант влюбились в одну девушку. Чтобы победить конкурента, барин приказал приковать соперника к дереву, которое расщепилось и превратилось в лиру. А Станислав Гельц, главный редактор издания «В курсе!» и потомок знаменитого в Выксе механика, рассказал о выксунизации через фестиваль. По его словам, жители города раньше были похожи на канадцев. Канадцы думают, что все лучшее в Америке, а то, что есть у них – лишь пародия. Похожее мнение было у выксунцев по отношению к Нижнему Новгороду. Жизнь Выксы крутится вокруг металлургического завода. Станислав Гельц отметил, что каждый третий-четвертый житель города работает в ОМК, а остальные с ними как-то связаны. «Родился в Выксе – металлург. Еще не родился – все равно уже металлург», – шутливо подчеркнул потомок механика. Фестиваль расширил горизонты города: стали приезжать туристы, а местные жители начали с гордостью отзываться о малой родине. Второй этап «Выкса-фестиваля» пройдет с 26 по 28 августа. Хедлайнерами следующей сессии станут Леонид Агутин и сводный выксунский хор. (12+) Ранее сайт pravda-nn.ru рассказывал, как фестиваль «Горький fest» открылся в Нижнем Новгороде Подробнее о событиях лета читайте в специальном разделе на сайте pravda-nn.ru.

Выксунизация, коллективный паблик-арт и перформанс: чем запомнился «Выкса-фестиваль-2022»
© Нижегородская правда