Глубокая глотка. В сети — новый «Мир Юрского периода». Почему это полный провал?

В сети вышел «Мир Юрского периода: Господство» — финальная часть второй кинотрилогии про динозавров среди нас. «Лента.ру» рассказывает, как выглядит франшиза на пороге своего тридцатилетия и к чему привело возвращение на экран героев самого первого «Парка Юрского периода».

Глубокая глотка. В сети — новый «Мир Юрского периода». Почему это полный провал?
© Lenta.ru

После уничтожения очередного острова развлечений с динозаврами величественные существа вновь расселились на планете — на сей раз вместе с людьми. Они шарят по помойкам, пугают любителей лесных прогулок, но в целом не приносят какого-то ущерба или даже неудобства. Создан для них и новый заповедник с заливными альпийскими лугами где-то в Италии. Отвечает за парк компания «Биосин», возглавляемая неприятным визионером в очках (Кэмпбелл Скотт). Тем временем по миру распространяется новая порода саранчи — за этим тоже стоят вышедшие из-под контроля эксперименты «Биосина». Чтобы исправить у насекомых некий ген, компания похищает девочку-клона Мэйси Локвуд у героев прошлых двух фильмов франшизы — экоактивистки Клэр (Брайс Даллас Ховард) и дрессировщика динозавров Оуэна (Крис Пратт). Помимо этой парочки туда же, в Альпы, на всякий случай устремляются и герои самого первого «Парка Юрского периода»: уже тридцать лет как влюбленные друг в друга палеонтологи Алан Грант (Сэм Нил) и Элли Сэттлер (Лора Дерн), а также математик-хаосолог Иэн Малькольм (Джефф Голдблюм).

Давайте честно: мы уже видели схватку Годзиллы с Кинг-Конгом, видели Таноса и его щелчок, видели, в общем, черт знает что невероятных размеров. После такого динозаврами нас уже не то что не напугать, но даже, пожалуй, и не удивить. Тридцать лет назад — другое дело. Вышедший в 1993-м «Парк Юрского периода» поражал по-настоящему, причем даже на экране телевизора. Воображение достраивало масштаб да и в целом работало получше, чем сегодня, — причем как у творцов, так и у зрителей.

Создателем того мира, основанного на романе Майкла Крайтона, был Стивен Спилберг — крупнейший мастер кинематографа идей и эмоций. Драйв и адреналин в фильмах, которые он снимал и продюсировал, включаются только в том случае, если идут вкупе с чем-нибудь большим и важным — с высшим проявлением гуманизма или хотя бы с настоящей слезинкой (например, Лиама Нисона). Аттракцион первых «Парков Юрского периода» работал так хорошо не только из-за почти всамделишных динозавров, но и потому, что отлично сочетался с харизмой Сэма Нила, Джеффа Голдблюма и Лоры Дерн. А вот теперешней реанимированной франшизе Спилберг приходится даже не идейным вдохновителем, а, скорее, далеким предком, так что и приоритеты несколько иные.

Весь этот луна-парк вновь отстроил постановщик первого «Мира» Колин Треворроу — подход испанского специалиста по сентиментальным хоррорам («Приют», «Голос монстра») Хуана Антонио Байоны в прошлом фильме себя не оправдал. И действительно: ну какой хоррор во франшизе про дино-зоопарк? Фильм Спилберга в свое время был все-таки прежде всего экологической притчей, популистски, но вполне всерьез поднимал вопросы ответственности за вмешательство в вопросы эволюции и все такое. Сегодня же даже новейшие части «Терминатора» стали всего лишь очередными «фильмами со Шварцем», что уж говорить о выведенных Спилбергом динозаврах? Их увеличенные и более детализированные копии слоняются по экрану исключительно для конкуренции с Годзиллой. Что же до жанра, то он естественным образом мутировал в сторону вариации на тему приключений другого спилберговского героя — доктора Генри Индианы Джонса.

Разумеется, в фильмах с Харрисоном Фордом все-таки тоже было побольше мыслей и масштаба. «Мир Юрского периода» в лучшие моменты это крепкая «бэха» — с отпускающим шутки главным героем, его рыжей подружкой и зубастыми монстрами. Собственно, лучший эпизод фильма — лихо придуманная и здорово снятая погоня на Мальте. Впрочем, такая сцена спасла бы какой-нибудь «Анчартед», но не очень помогает рассыпающемуся на глазах, тяжеленному, но плохо свинченному голему «Мира Юрского периода». В свободное от беготни время (которого неожиданно много) здесь берутся рассуждать по поводу эволюционной теории, клонирования и прочих важных вещей. Вслушиваться в эти дискуссии ни в коем случае не стоит: сценаристы, кажется, воспользовались отсутствием научной экспертизы, так что герои несут почти криминальную по своей абсурдности чушь.

Чтобы как-то восстановить баланс, создатели не придумали ничего лучше, чем призвать на помощь Нила, Голдблюма и Дерн — во всяком случае фанаты точно порадуются. Однако им забыли написать какие-нибудь роли, кроме тех, которые могли бы сочинить те же фанаты, остро ностальгирующие по временам, когда компьютерные динозавры удивляли по-настоящему. Немолодые палеонтологи мучительно перемигиваются и время от времени невзначай падают друг другу в объятья. Герой Голдблюма получился более любопытным просто потому, что актер в последние годы удачно сменил амплуа — он теперь совсем не герой, а сверкающий чуть безумными глазами чубарый эксцентрик.

Присутствие в банде такого персонажа придает происходящему приятный сюрреалистический оттенок, немного иронии и ненатужности, которых современным блокбастерам традиционно не хватает. И это не говоря о том, что если Нил и Дерн скорее отбывают номер, то Голдблюм одним седым чубом переигрывает и пластиковых Пратта с Даллас Ховард, и даже замечательно нарисованных динозавров. Если Universal в дальнейшем по какой-то несусветной причине все-таки решит снять третью трилогию о вырвавшихся на волю динозаврах, то в ее центр лучше всего поместить импозантного Иэна Малкольма.

Фильм «Мир Юрского периода: Господство» (Jurassic World: Dominion) вышел на платформе Naver NOW