Войти в почту

Как Курган стал столицей мультипликации на Урале: «Не будет оборудования – будем делать на телефонах»

Большая команда Константин, расскажите о команде: кто и чем занимается? — В нашей команде всего пять человек. Я – режиссер. Придумываю безумно странные идеи (пишу сценарий) и затем являюсь тем волшебным человеком, который бьет всех остальных, чтобы они работали нормально в соответствии с концепцией. Жюльен Мурзин – художник и аниматор. Он француз. Моя жена Марина занимается всеми грантовыми делами и другой бумажной волокитой. Максим – владелец студии звукозаписи. У него своя команда актеров, которые озвучивают персонажей мультфильма. Еще криво-косо делаем это мы с Жюльеном. И Денис Маслюженко – наш научный консультант, директор гуманитарного института КГУ. На самом деле, в команде куда больше людей. Представители департамента образования, руководители различных отделов, собственники местных пабликов в «ВКонтакте». В непостоянном составе есть еще ребята-фрилансеры, которые помогают как художники, рисуют персонажей и окружение. С большей частью этих людей я знаком много лет, мы вместе работали над различными историческими и культурными проектами про наш регион, Урал, Сибирь. Или создавали видео про какие-то предприятия. Изначально наша киностудия CompactTV занималась исключительно видео. Причем без тени скромности: мы лучшие в регионе, к нам много кто обращался. Какой этап в производстве мультфильма получается самым сложным? — Они все очень сложные! Самой простой оказалась разработка идей. Их много, серий на 100 у нас точно есть. Сценариев десять в разработке. Медленно продвигаются дела у аниматора-художника – много правок, много поиска. Буквально это выглядит так: мы сделали, поняли, что все не нравится, переделали. В видеопродакшне это решается просто перемонтажем: ненужный кадр выкинули – и все хорошо. А тут нужно перерисовывать и переделывать персонажей, что намного сложнее. И главное – отнимает много времени. По готовому сценарию идет отрисовка, и анимация одного мультфильма занимает примерно один месяц. Это разные процессы: сперва рисуются персонажи, потом их окружение, потом делается «аниматик», понимается, что все плохо, переделывается, анимируется начисто, озвучивается. Были ли от зрителей какие-то придирки по поводу фактчекинга? — Есть вопросы к грамматике. Были какие-то замечания к качеству анимации (если честно, учитывая то, что Жюльен работает за еду, это очень странное замечание), но вот именно к изложенным фактам – не припомню. Если честно, люди не очень хорошо знают историю. Даже многие взрослые, не говоря про молодежь, на которую и рассчитан наш проект. Он больше про то, чтобы заинтересовать их, мотивировать к самостоятельному изучению. Глубокого научного погружения у нас нет, это и не требуется в подобном проекте. Кто у вас выступал экспертом для консультации по сюжету мультфильмов? — Наш основной исторический консультант – Денис Николаевич [Маслюженко]. Но в профильных выпусках мы зовем дополнительных консультантов. Например, в выпуске про декабристов у нас была консультантом заведующая Домом-музеем декабристов Елена Вьюгова. Гранты, деньги и вопросы Вы взаимодействуете с чиновниками, с курганским департаментом образования? — Департамент образования Курганской области – наши партнеры, которые оказывают большую помощь. Им за это огромное спасибо, в том числе и за их отклик. Но мы давно с ними знакомы и работаем по различным проектам. Губернатор Вадим Шумков вручил мне награду за личный вклад в реализацию общественно-полезных проектов, направленных на популяризацию предпринимательства, патриотизма и воспитание молодежи. Понятно, что она больше по совокупности заслуг за многие годы, но, видимо, именно после «Мульти Истории» на меня обратили внимание и первые лица региона. Это очень приятно. От чиновников получил только положительные отзывы и посильную помощь. Хотелось бы и финансирования от региона, но понимаю, что сейчас это невозможно. Но информационная и организационная помощь для нас на этом этапе не менее важна. Насколько грант от Росмолодежи покроет ваши расходы на производство мультфильмов? Есть ли у вас какое-то «оборудование мечты», ценник которого для вас пока непосилен? — Мы получили президентский грант и грант от Росмолодежи. Это покрывает расходы на производство мультсериала на 30–40 %. Большая часть средств идет лично от меня. Разумеется, мы очень признательны за помощь, гранты нам очень помогли. Например, на деньги от Росмолодежи мы смогли купить два хороших компьютера (до этого аниматор работал на компьютере 2012 года сборки), и сейчас будет возможность нанять второго аниматора. Это все очень нам поможет. Честно говоря, на данном этапе эти два крутых рабочих места – то, что нам нужно. Хотелось бы, конечно, поработать с технологиями Motion Capture (захват движения. – Прим. ред.), например, но наша сила – в мозгах, юморе, подаче и уникальных исторических фактах, о которых мы рассказываем. Не будет оборудования – будем делать анимацию на телефонах, нас это не остановит. Мы купили чуть ли не последние комплектующие для мощных компьютеров в РФ. Винчестеры нужные у нас купить не получилось, сказали, что даже если заказать, то они не придут. Пришлось расчехлять мои личные запасы. Есть небольшая тревога по поводу расширения на будущее. Ну, поедем покупать в Казахстан. Каждому – по истории Вы писали, что хотите, чтобы у каждого региона УрФО была своя «Мульти История». Уже думали, за какой регион возьметесь следующим? — Идей не просто много, их миллион. Мы хотим делать подобные мультфильмы про историю Большого Урала, а потом и про каждый регион страны, потому что такого продукта больше нет. Есть мультики про федеральную историю, а про локальную (региональную) – фактически нет. Темы в перспективе могут стать не только историческими. Мульти Ратура – краткое содержание известных произведений. Мульти Безопасность – правила дорожного движения, маньяки и прочие правила выживания в городе, серия про донатные помойки-игры. Мульти Экология – про то, почему нельзя мусорить в лесах, сколько банки разлагаются, как бороться с лесными пожарами. Мульти Финансы – как платить налоги, как устроены банковские карты, как не попасться мошенникам, как платить за квартиру. Мульти Искусство… И так далее. То есть у проекта большие возможности для развития, он обладает огромным потенциалом для образования школьников, если правильно его применять с мероприятием. В самой-самой ближайшей перспективе – Тюмень, Челябинск и Екатеринбург. Фото: из личного архива Константина Романова Видео: проект Мульти История

Как Курган стал столицей мультипликации на Урале: «Не будет оборудования – будем делать на телефонах»
© РИА "ФедералПресс"