Войти в почту

Шахназарову – 70: в новом фильме добавил к Гиляровскому и Станиславскому немного Конан Дойла

Знаменитый кинорежиссёр и гендиректор «Мосфильма», 8 июля скромно отметив 70-летие, занялся делами.

Шахназарову – 70: в новом фильме добавил к Гиляровскому и Станиславскому немного Конан Дойла
© НДН.Инфо

Фильмы Карена Шахназарова знают россияне всех поколений. Старшее помнит и любит его за снятую почти 30 лет назад картину «Мы из джаза», а также «Зимний вечер в Гаграх», «Курьер». Люди среднего возраста видели его «Американскую дочь» и «Палату № 6», а сравнительно недавно вышли его «Белый тигр» и «Анна Каренина. История Вронского».

Но кинорежиссер, отметив 70-летие, не собирается почивать на лаврах – в настоящее время он, по его признанию, работает над новой кинолентой, продолжает руководить знаменитым на весь мир киноконцерном «Мосфильм». О юбилее, творческих и личных планах, взглядах на пути развития отечественного кинематографа (для которого западные санкции дали шанс сделать рывок вперед), своей дипломной работе на режиссёрском факультете ВГИКа и шкале, по которой он меряет успех, рассказал нам сам юбиляр.

«Не думай о возрасте»

- Карен Георгиевич, поздравляем вас с юбилеем. Как отметили?

- Спасибо! Отметил на работе, большого праздника не было. Я сейчас занят подготовкой к предстоящему старту съёмок. Так что никаких мероприятий особых не было.

- Какие-то личные итоги подводили? Всё же у вас - круглая и значимая дата.

- Конечно. Хочешь не хочешь, но ты подводишь для себя какие-то итоги. Пора уже! (Смеётся.) Вспоминаешь, что удалось, а что – нет... Конечно, ещё есть такой момент: ты начинаешь замечать, что немало людей, которые тебя окружали и с которыми ты шёл по жизни, уходят из этого мира... Но я стараюсь об этом не думать. Моя покойная мама когда-то сказала, когда мне было лет 60: «Ты не думай о возрасте - выбрось это из головы, и всё!» Я думаю, что это самое правильное решение.

Гиляровский и Конан Дойл

- Расскажите о предстоящей работе: что это будет за фильм?

- Рабочее название картины «Хитровка». Так назывался один из самых злачных и опасных районов Москвы начала XX века, который прекрасно описывал Владимир Гиляровский в своей книге «Москва и москвичи». Сценарий я написал с двумя молодыми сценаристками, как раз по мотивам рассказов этого писателя, и включили туда мотивы рассказов Конан Дойла. Получился такой комический детектив или даже триллер. Главные действующие лица будут Владимир Гиляровский и Константин Станиславский. Это пока всё, что я могу рассказать.

- Кто исполняет главные роли?

- На роль Гиляровского утверждён Михаил Пореченков, а на роль Станиславского – Константин Крюков. Хотелось бы сказать, что для меня кинопробы всегда - важный процесс, и длится он очень долго. А на этой картине они были какие-то нереально длинные, и пришло много актёров, в основном молодые и среднего возраста - новое поколение. И я очень высокого мнения о них: много талантливых актёров, высокопрофессиональных. Понятно, что я кого-то утвердил, а кого-то – нет. Но в целом уровень у них у всех был очень высокий.

Шанс для кино

- Сейчас из российского проката ушли почти все иностранные фильмы. Для нашего российского кино это даёт больше шансов?

- Я считаю, что это открывает очень большие возможности. Я всегда был сторонником ограничения иностранного присутствия на нашем кинорынке. Это хороший шанс, но весь вопрос в том, как мы им воспользуемся. Нам надо нарастить количество производимых фильмов. Вот телевидение, кстати, в этом плане работает довольно успешно: и Первый канал, и «Россия» производят большое количество качественных сериалов. У нас на телевидении практически нет иностранных сериалов. А вспомните 90-е годы - это были бразильские, мексиканские. А сейчас идут в основном нашего производства. Так что это вполне реализуемая задача.

- Многие ратуют, что в нашем кинематографе практически нет детского кино…

- Для детского кино важна государственная поддержка. В Советском Союзе детское кино - это была целая отрасль, где все было продумано и четко организовано. Была построена целая киностудия имени Горького, которая успешно снимала детское кино всех жанров. Целая программа была. Воспитывались режиссёры, сценаристы - потому это дело непростое. Потому что делать детское кино - это самое неблагодарное дело для режиссёра. Потому что на фестивали эти фильмы не берут, никаких призов за них не дают, а видеть счастливые улыбки детей - этого мало для удовлетворения режиссерского тщеславия.

В советское время были и детские кинофестивали, и свои призы, и даже госпремии. То есть были стимулы, чтобы режиссёр не просто сделал одну детскую картину, а остался в этом кино. У нас сегодня такого практически нет. Это особое дело – детское кино… Мне скажи - я, наверное, не взялся бы делать детскую картину. Этому надо учиться, и это надо понимать. Единственная страна в мире, которая имела детское кино, - это был Советский Союз. Он его создал и пестовал начиная с 20-х годов прошлого века. Потом, к сожалению, это было разрушено... Очень надеюсь, что эта проблема решится.

Мрачный Гайдай

- Ваша дипломная работа во ВГИКе – фильм «Шире шаг, маэстро!» - был высоко оценен. Помните, как работали над ним?

- Мне повезло снимать дипломную картину по замечательному рассказу Василия Шукшина. Я пытался передать его настроение и главную мысль: надо замечать и видеть вокруг хорошее, прекрасный мир. Председателем государственной экзаменационной комиссии у меня был Леонид Гайдай. Потому что обычно на эту должность во ВГИКе приглашали известного режиссёра, который там не преподавал. У меня снималась в этой работе Нина Павловна Гребешкова (супруга Леонида Гайдая. – Прим. авт.).

Это было просто совпадением, естественно, я не мог знать заранее, кто будет в комиссии. Нина Павловна Гребешкова - прекрасный человек и замечательная актриса, я с ней подружился, и дружим мы до сих пор…

Так вот. Гайдай был своеобразный, конечно, человек. Он смотрел мою работу с абсолютно мрачным лицом. И потом задал мне вопрос - и при этом вид его был тоже недовольный: «Зачем вы это сняли?» С меня мгновенно спесь вся слетела - я подумал, что ему не понравилось. А в то время было очень важно получить пять за дипломную работу. Если ты её получал, то это давало тебе право снимать полнометражное кино, а если четыре – ты уходил во вторые режиссёры. И Гайдай мне поставил - неожиданно для меня - пять! Но самое интересное было потом. Вечером мне звонит Нина Павловна. Я ее спрашиваю: «Леониду Иовичу не понравилась моя картина?» - «Ты что - он в восторге!» - «Он такой мрачный сидел…» - «Да ты Лёню не знаешь! Он всегда такой».

Я потом с ним поближе познакомился - и должен сказать, что он настоящий комедиограф. Он был на редкость неулыбчивый и молчаливый - никогда не подумаешь, что он был режиссёром редкого комедийного таланта. Ну и человек он был совершенно замечательный!

Правило четырех сцен

- Есть работы, какими вы особо гордитесь?

- К юбилею много моих картин показали на телевидении, и я очень благодарен. Потому что режиссёру важно, когда его картины показывают. У меня довольно разные картины и, конечно, понятно, что и на мой взгляд какие-то - сильнее, какие-то - слабее.

Но я даже не по фильмам сейчас больше вспоминаю свою кинобиографию, а по сценам, которые мне удались или нет. У меня был и есть кумир - Федерико Феллини. Он как-то написал: «Если в фильме есть четыре хорошие сцены, то это хороший фильм». И он невероятно прав! Потому что сделать хорошую сцену очень сложно. Ты порой смотришь фильм - и потом начинаешь анализировать и понимаешь, что сцен, которые были бы хорошими, несли какую-то образность, смысл, особую эмоцию – их нет...

Свои картины я не пересматриваю, но вспоминаю по сценам. Однако рассказывать об этом зрителю ни к чему. Я достаточно самокритичен и думаю, что у меня есть картины, где у меня нет хороших сцен, как я считаю… Но есть и те, где и больше четырёх хороших сцен…

Валерия Хващевская, фото Вадима Тараканова

(ИА «Столица»)