Московский театр Новая Опера имени Е. В. Колобова объявил планы на 32-й сезон

Дж. Верди "Стифеллио" Российская премьера Музыкальный руководитель и дирижер – Александр Самоилэ Режиссер-постановщик – Екатерина Одегова Художник – Этель Иошпа Премьера: 20 сентября 2022 Опера была написана в 1850 году и положила начало жанру лирической драмы второй половины XIX века (за ней последовала знаменитая триада: "Риголетто", "Трубадур", "Травиата"). Премьера состоялась в Театре Гранде (Италия, Триест). История о женатом протестантском священнике, способном простить супруге ее неверность, показалась публике нонсенсом и вызвала бурную реакцию цензоров. Впоследствии опера была искалечена цензурой, и попытка Верди перенести действие на семь столетий назад и поменять название на «Арольдо» не спасла положения. Александр Самоилэ, музыкальный руководитель и дирижер премьеры, знаток итальянской оперы и творчества Верди, уверен, что "Стиффелио" – это “опера-наслаждение”: отлично сделанные партии, ансамбли, хор. Концертная версия впервые прозвучала в Новой Опере на Крещенском фестивале 2020 года. В постановке Екатерины Одеговой главной темой оперы становится вовсе не супружеская измена, а драма священника, теряющего веру в Бога. Легко верить и даже проповедовать, когда ты еще молод и не сталкивался с испытаниями, но выдержит ли вера Стиффелио такие серьезные потрясения, как измена жены и совершенное практически на его глазах убийство? Фото: пресс-служба театра Новая Опера П.И. Чайковский "Иоланта", А. Фон Цемлинский "Карлик" Музыкальный руководитель и дирижер – Валентин Урюпин Режиссер-постановщик – Денис Азаров Художник-постановщик – Алексей Трегубов Премьера: 21 апреля 2023 Две притчи о людях, находящихся в полном неведении, – слепой девушке, не знающей, что она слепая, и карлике, не знающем о своем уродстве. Последняя опера П.И. Чайковского "Иоланта" написана в 1891 году, а премьера состоялась в 1892. Благодаря пронизанному религиозными мотивами прозрения и исцеляющей любви сюжету и особенно мелодичному музыкальному языку эта одноактная опера считается лирической кульминацией в творчестве композитора. В пару к "Иоланте" выбрана одноактная опера Александра фон Цемлинского "Карлик" (1921) по сказке Оскара Уайльда "День рождения инфанты". В истории отвергнутого и осмеянного карлика символически воплотилась личная драма Цемлинского, ведь опера написана сразу после разрыва двухлетних отношений с Альмой Шиндлер (впоследствии Малер). В "Карлике" соединились "бесконечные" вагнеровские мелодии, роскошная малеровская оркестровка и индивидуальное мастерство Цемлинского – выдающегося дирижера и педагога. Дуэт "Иоланты" Чайковского и "Карлика" Цемлинского дает сложную и многогранную картину позднеромантической оперы. Фото: пресс-служба театра Новая Опера А. Адан "Почтальон из Лонжюмо" Музыкальный руководитель и дирижер – Азим Каримов Режиссер-постановщик – Евгений Писарев Художник-постановщик – Зиновий Марголин Премьера: 9 июля 2023 Самая известная опера Адольфа Адана, автора балета "Жизель", "Почтальон из Лонжюмо" сейчас практически не звучит в России. Однако она появлялась на московской сцене – в Большом театре ее ставили в 1839 году, через три года после премьеры в парижской Опера-Комик. Главная интрига в опере – любовная. В то же время история о почтальоне, который оказался талантливым певцом, обладает некоторыми чертами оперной пародии: в "Почтальоне" встречаются музыкальные цитаты из "Отелло" и "Графа Ори" Дж. Россини, а сам сюжет разворачивается вокруг вокальной карьеры главного героя Шаплу. Вообще, всё произведение – бенефис Шаплу: он находится на сцене постоянно и участвует практически во всех номерах, а ре второй октавы в его рондо из первого действия называют экзаменом для тенора. Для участия в спектакле Новой Оперы на эту роль приглашен признанный мастер бельканто, исполняющий оперы Россини, Беллини, Доницетти на ведущих сценах мира, – Максим Миронов. Музыкальный руководитель и дирижер постановки – Азим Каримов, дирижер Московского государственного симфонического оркестра. Карьера маэстро – на взлете: лауреат международных конкурсов, в 2018 он стал первым российским дирижером, приглашенным возглавить Международный фестиваль Kyoto International Music Students Festiva l (Киото, Япония), в сезоне 2020/2021 участвовал в создании совместной постановки Международного фестиваля оперы и классической музыки в Экс-ан-Провансе (Франция) и Лионской национальной оперы "Золотой петушок" Н.А. Римского-Корсакова. Азим Каримов приглашен Владимиром Юровским в качестве его ассистента на постановку "Войны и мира" С.С. Прокофьева в Баварской опере (режиссер – Дмитрий Черняков). Премьера состоится в марте 2023 года. Фото: пресс-служба театра Новая Опера Крещенский фестиваль - 20–29 января 2023 В этом сезоне традиционный Крещенский фестиваль состоит из девяти вечеров. Программу, включающую три основных направления – оперы в концертной версии, симфонические концерты, камерные программы, – представляет главный дирижер – музыкальный руководитель Новой Оперы Валентин Урюпин. Оперы в концертном исполнении 20 января 2023 Дж. Адамс "Доктор Атом" Опера в концертном исполнении (российская премьера) Музыкальный руководитель и дирижер – Валентин Урюпин Для работы над либретто "Доктора Атома" Джон Адамс пригласил Питера Селларса, с которым сотрудничал еще с 1980-х годов: композитор и режиссер вместе поставили "Никсона в Китае"; а в качестве соавтора либретто Селларс впервые выступил в 2000 году в опере "Младенец Христос". Премьера "Доктора Атома" состоялась в 2005 году, к 60-летию атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. Режиссером выступил, конечно же, Селларс. Главный герой оперы – "отец" атомной бомбы Роберт Оппенгеймер, научный руководитель "Проекта Манхэттен", в рамках которого во время Второй мировой войны разрабатывались первые образцы ядерного оружия. Действие происходит на полигоне в Нью-Мексико перед решающим испытанием ядерной бомбы в 1945 году. Однако в "Докторе Атоме" Адамс и Селларс не только рассказывают историю о первом испытании ядерного оружия и подготовке к бомбардировке Японии, но и поднимают важнейший политический вопрос доверия к власти. Исследователи отмечают очевидные параллели между сюжетом оперы и контекстом, в котором она создавалась. Герои произведения – генерал Лесли Гровс, руководитель проекта, и Роберт Оппенгеймер – в начале едины во мнении, что граждане должны доверять правительству в его решении ударить ядерным оружием по милитаристской Японии. Однако к концу оперы Оппенгеймер меняет свою точку зрения. Адамс признавался, что музыка написана под сильным влиянием "Гибели богов" Р. Вагнера, и "Доктор Атом" с его постоянным ощущением приближающегося конца выглядит неким ответом Адамса великому предшественнику. С этой мыслью соглашается и Селларс: "Это “Гибель богов” нашего поколения, с нашей скоростью, с нашими моментами напряжения, нашей нервной энергией. Но ничто не является метафорой, всё – реальность". Апокалиптический размах проблемы – не приведет ли взрыв такого заряда к сгоранию атмосферы? – и заложенный в сюжете острый политический конфликт определили музыкальный язык оперы. Он намного более жесткий и диссонантный, чем привычный язык Адамса, минималистические аккордовые паттерны сочетаются с нетипичными для минимализма созвучиями-кластерами. В оркестре – богатый набор ударных инструментов, челеста, в партитуре – элементы конкретной музыки и электроника. Фото: пресс-служба театра Новая Опера 24 и 27 января 2023, С.В. Рахманинов. Все оперы в концертном исполнении. К 150-летию со дня рождения С.В. Рахманинова (1873–1943) солисты, хор и оркестр театра исполнят все оперы композитора в концертной версии. 24 января прозвучат произведения 1903–1905 годов: "Скупой рыцарь" (дирижер – Евгений Самойлов) и "Франческа да Римини" (дирижер – Андрей Лебедев), а 27 января – неоконченная "Монна Ванна" (1907, дирижер – Дмитрий Волосников) и первая опера композитора "Алеко" (1892, дирижер – Александр Самоилэ). Симфонические программы - 22, 26 и 29 января 2023 В первый вечер мы услышим оркестр Нижегородского театра оперы и балета им. А.С. Пушкина под управлением его главного дирижера Дмитрия Синьковского. Концертом, закрывающим Крещенский фестиваль, продирижирует сам Валентин Урюпин, в его программе 29 января прозвучат Tromba Lontana Дж. Адамса, Концерт №1 для фортепиано с оркестром И. Брамса (солист – Алексей Володин) и Симфония №0 А. Брукнера. Перевёрнутые концерты - 21, 25 и 28 января 2023 Театр продолжает и развивает тему "перевернутых" камерных концертов, которая началась на Крещенском фестивале – 2022. Музыканты располагаются на сцене, зрители – тоже, что создает совершенно уникальное ощущение звука. Слушатель находится внутри звуковой волны и в то же время окружен пустым резонирующим пространством зрительного зала. Основным принципом формирования программы стала открытость разным жанрам и стилям: О. Мессиан, К. Пендерецкий, Дж. Адамс, струнные квартеты, камерно-вокальная музыка и джаз. Приключение, в котором участвуют приглашенные артисты, солисты и зрители Новой Оперы. Концертные программы сезона 12 и 13 ноября в честь 70-летнего юбилея дирижера Евгения Самойлова прозвучит "Турандот" Дж. Пуччини в концертной версии . Продирижирует сам маэстро. Симфонические программы Симфонические концерты остаются в афише Новой Оперы. 7 и 8 октября оркестр театра под управлением Валентина Урюпина завершает исполнение всех симфоний С.С. Прокофьева , начатое в прошлом сезоне: в эти два вечера прозвучат Симфонии №1, 2 и 3, а также Фортепианные концерты №1 (солист – Сергей Давыдченко), №2 (солист – Константин Лифшиц) и №3 (солистка – Анна Генюшене). Тихий вечер Становится традиционным особенный "Тихий вечер" в канун зимних праздников – 24 декабря. В этом году на концерте прозвучат произведения И. Штрауса, А. Веберна, Г. Форе, В. Сильвестрова, А. Пярта и В.А. Моцарта . Перевёрнутые концерты "Перевернутые" камерные концерты становятся заметным направлением творческой жизни театра: такие программы будут проходить каждый месяц. 15 октября 2022 - "Глинка – Десятников" Романсы и камерные сочинения М.И. Глинки, "Вариации на обретение жилища" Л. Десятникова 23 ноября 2022 - "Чёрное. Шаги босиком" - Спектакль Камерного хора 21 декабря 2022 - Л. Берио "Народные песни", А. Копленд "Старые американские песни", М. Равель "Мадагаскарские песни" 17 февраля 2023 - П. Хиндемит. Kammermusik Впервые в России: все циклы Kammermusik в один вечер (op. 24, op. 36 и op. 46) 28 марта 2023 - "Великие вокальные циклы" - Л. ван Бетховен, Ф. Шуберт, Р. Шуман 28 апреля 2023 - Т. Шатковская "Красное" - Хоровая опера 18 мая 2023 - "Шедевры камерной музыки" 17 июня 2023 - "Арфы Новой Оперы" Солисты Оперная труппа театра считается одной из сильнейших в Москве, ее ведущие солисты (среди них: Марина Нерабеева, Агунда Кулаева, Алексей Татаринцев, Алексей Тихомиров и другие) и молодые певцы (такие, как Екатерина Мирзоянц, Вероника Ершова, Константин Федотов) будут заняты в премьерах и текущем репертуаре. Вместе с ними в новом сезоне в рамках программы приглашения артистов на сцене Новой Оперы будут петь Гарри Агаджанян (Пермская опера), Василиса Бержанская (НОВАТ), Дмитрий Зуев (МАМТ им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко), Надежда Кучер (приглашенная солистка Большого театра Беларуси), Карлен Манукян ("Урал Опера Балет"), Михаил Пирогов (НОВАТ), Сергей Радченко (приглашенный солист Большого театра), Дмитрий Шабетя (Большой театр Беларуси). На родную сцену возвращается Елена Поповская, а Рольф Ромей снова приедет в Москву, чтобы исполнить Пауля в "Мертвом городе" Э.В. Корнгольда. Абонементы Новая Опера стала первым столичным музыкальным театром, предоставляющим возможность приобрести тематические абонементы на спектакли или концерты сезона 2022/2023. В новом сезоне запланировано семь абонементов, в числе которых "Всё о Верди", "Великая русская опера", Belcanto , " Эксклюзивно в Новой Опере", а также авторский абонемент Валентина Урюпина "Главный дирижер" . Образовательный кластер новой оперы (Окно) Лучшие форматы Образовательного кластера Новой Оперы останутся в афише – программа Окна будет соединять занятия для малышей и дошкольников, игровые программы для ребят школьного возраста, творческие мероприятия для взрослых, цифровые проекты к премьерам театра и, конечно, несколько новинок. Подростковый совет театра, выросший из интенсива по культурному проектированию, будет придумывать спецпроекты для зрителей. В том числе ребята попробуют реализовать идеи, родившиеся на интенсиве, например – открыть выставку арт-объектов из списанного реквизита. Уже в сентябре стартует работа со школами. Причем сразу в нескольких направлениях – ученики старших классов будут целый год изучать внутреннее устройство Новой Оперы, чтобы подготовить школьные проекты о разных сторонах работы театра. Школьные педагоги же станут соавторами цифровых методичек и помогут нам разработать формат "Урока в театре". Завершится сезон 2022/2023 главным событием – театр проведет первый фестиваль образовательных программ "Окно в театр". В планах – публичная программа с мероприятиями для гостей всех возрастов и несколько направлений для профессионалов, которые будут вместе с нами исследовать возможности образовательных программ в театре.

Московский театр Новая Опера имени Е. В. Колобова объявил планы на 32-й сезон
© Ревизор.ru