«Юмор умирает! Надо бить во все колокола!»
На телевидении его осталось мало, с некоторых каналов он исчез совсем. Да и концерты юмористов проходят не в том количестве, что раньше...
«Сначала два года пандемии, а потом.... На ВГТРК сейчас нет юмора в принципе. Да и вообще людям не до смеха», - говорит Морозов. О ситуации на рынке юмора нам рассказал подробнее знаменитый частушечник и звезда «Аншлага» Николай Бандурин:
- Народу, может, и не до смеха, но дело не в этом... Да, на «второй» кнопке, на которой сосредоточен весь классический юмор, из-за спецоперации приостановлен показ всех юмористических программ - «Аншлаг», «Парад юмора», «Петросян-шоу» и т. д. Поэтому даже уже отснятые выпуски того же «Петросян-шоу» канал «Россия-1» пока не покупает. Они в данный момент не нужны. И наш продюсер сейчас очень грустит. Он не может понять, на какие деньги снимать новые выпуски и удастся ли их продать... Негосударственные каналы - ТНТ, СТС - продолжают выпускать юмористические шоу. А вот на госканалах юмор под запретом, там все превратилось в сплошную новостную и аналитическую историю. Мне кажется, что это неправильно, потому что людям все равно надо давать возможность отвлечься, посмеяться. Но не мне такие вопросы решать. Это прерогатива руководства каналов. И если они считают, что можно обойтись без юмора... Да, многие люди действительно озадачены теми проблемами, с которыми столкнулось наше общество, и не хотят никаких развлечений. Но есть и те, кто соскучился по юмору. А с юмором сейчас, повторюсь, все плачевно. Без какой-то господдержки, я думаю, нашим юмористам будет очень тяжело выживать. Далеко не у всех есть какой-то параллельный бизнес. Для многих по-прежнему концертная деятельность — это единственный источник дохода. И этот источник сильно истощился. Приходится искать, чем бы еще заработать. У меня, например, есть антрепризные спектакли. И я снимаюсь в кино. Все это как-то поддерживает мои штаны. Но мне хотелось бы зарабатывать тем, чем я всегда зарабатывал. Концертами! А их почти нет. И если ничего не предпринимать, то мы, юмористы, вымрем все. И останется только стендап.
- Но это ведь тоже юмор.
- Юмор. Но непрофессиональный. Стендап — это самодеятельность. А я говорю об артистах-профессионалах! Беда нашего времени в том, что на первый план вылезли непрофессиональные артисты. Просто потому, что молодое поколение зрителей нетребовательно к тому, что смотрит. И в итоге профессиональный юмор умирает.
- Государство поддерживает и отечественное кино, и театры. Юмористам какая-то поддержка оказывается?
- Нет! Помощи никакой нет ни от Минкультуры, ни от кого. Мне кажется, что пришло время бить во все колокола: обратите на нас внимание! Потому что если мы будем выживать в таком режиме еще год-два-три, то нас, профессиональных юмористов, не останется вообще. Люди уйдут в другую сферу. И профессионального юмора в стране просто не будет. А ведь судя по реакции зала на тех концертах, которые иногда еще проводятся, людям все это очень-очень нужно...
Михаил Нечаев.
Фото из архива Н. Бандурина.