«Союзмультфильм» борется за товарный знак «Умка»

Обновлено в 17:40

«Союзмультфильм» борется за товарный знак «Умка»
© BFM.RU

«Союзмультфильм» борется с производителями продукции за «Умку». После возражений киностудии Роспатент уже отменил охрану товарных знаков, под которыми производились товары с упоминанием белого мишки, пишет газета «Коммерсантъ».

Среди оспоренных — товарные знаки нижегородской компании «Белая мануфактура». Она производит бытовую химию, косметику и аксессуары для детей под брендом «Умка». Оспорен товарный знак «Умка-Конти» курской кондитерской фабрики, которая выпускает одноименные шоколадные конфеты. В «Союзмультфильме» называют упоминания персонажа без согласования со студией незаконными и намерены продолжить бороться с ними. Впрочем, некоторые из компаний считают претензии необоснованными, так как слово «умка» словарное.

«Белая мануфактура» производит товары под брендом «Умка» более десяти лет, рассказывает директор по маркетингу этой компании Татьяна Муркина:

Татьяна Муркина директор по маркетингу компании «Белая мануфактура» «На стадии запуска проекта мы обсуждали со студией «Союзмультфильм» использование слова «умка». На тот момент получили развернутый ответ, что слово «умка» является словарным и студия «Союзмультфильм» на него не претендует. Они со своей стороны защищают только изображение медвежонка, который используется в мультфильме, персонажа. Соответственно, они предложили нам использование этого персонажа, мы от этого предложения отказались, потому что тот персонаж был советский — рисованный, простенький. Мы нарисовали своего медвежонка и используем на наших продуктах изображение нашего медвежонка и наименование «Умка». После общения с «Союзмультфильмом», согласно всем требованиям российского законодательства, мы зарегистрировали слово «умка» во всех классах МКТУ, в которых мы производим нашу продукцию. В течение десяти лет никаких претензий ни от студии «Союзмультфильм», ни от Роспатента, ни от сторонних участников рынка не поступало».

Шансы компаний оспорить претензии киностудии высоки, считает глава юридической компании Pamada Михаил Царев:

— Бороться компаниям есть за что, в частности товарный знак «Умка», который был аннулирован для каких-то косметологических или бытовых средств. Посмотрели сейчас с коллегами, действительно, «умка» существующее слово, это как раз-таки про белого медведя, то есть это не «Союзмультфильм» придумал это название персонажа. Поэтому название, в принципе, может быть использовано, тем более что у «Союзмультфильма» оно не как товарный знак, а просто как объект авторского права, по их мнению.

— А у «Союзмультфильма», как вы считаете, велики шансы в этой борьбе?

— Сложно сказать, я больше на стороне частной инициативы. Если бы слово было «Человек-паук» — оно вымышленное, тут, скорее всего, не о чем было бы говорить, но «умка» — это действительно существующее слово, используется оно в сочетании с образом того, что оно обозначает, грубо говоря, это медведь. То есть ничего нового не придумано, поэтому, почему бы не использовать слово «медведь»? Будем наблюдать. Скорее всего, это будет небыстро, «Союзмультфильму» важно получать деньги. Они, по-моему, последние года четыре начали активно по молочной продукции свои права всем обозначать. Последние несколько лет активно направляют в крупные фирмы требования о прекращении использования либо об использовании по лицензионному договору.

До сих пор крупнейшей сделкой в российском лицензировании остается контракт между брендом «Простоквашино», принадлежащим киностудии «Союзмультфильм», и компанией «Юнимилк», в 2010 году объединившейся с группой Danone. Изначально в линейке производились йогурты, кефир и сметана. Серия постоянно расширялась, и сегодня в нее входит более 70 наименований, включая молоко и ряженку, творог, сливки и сливочное масло, а также глазированные сырки и сгущенное молоко. Недавно к списку была добавлена продукция для детей и сыр. «Юнимилк» были переданы бессрочные права на «Простоквашино», это уникальный случай в лицензионной практике — обычно соглашения заключаются на ограниченный период.