Метеориты и аквамарин: Главархив Москвы об организации летних кинопоказов научно-популярных фильмов
В летний период 1959 года в Москве на 33 специально оборудованных киноплощадках начался бесплатный показ документальных и научно-популярных фильмов. Дело в том, что с целью продвижения такого кино 4 июля 1957 года Бюро Московского городского комитета КПСС постановило организовать бесплатный показ кинолент на улицах и площадях Москвы. В то время в городе насчитывалось 83 кинотеатра, 12 из которых — сезонные, 37 кинопередвижек, 161 профсоюзный клуб и 41 ведомственная установка. Их общая вместимость насчитывала 123 234 посадочных места. Однако и такое количество не могло удовлетворить запросы более пяти миллионов горожан.
В 1950-е годы популярным, как и ранее, был жанр кинохроники, описывающей последние достижения науки и техники, трудовые и спортивные победы людей, открытие новых культурных учреждений и производственных предприятий, налаживание мирной послевоенной жизни.
Отдельный интерес вызывают документальные фильмы, созданные на стыке жанров, демонстрируемые на экранах страны в 1950-е годы. Например, фильм «Вселенная» 1951 года можно назвать родоначальником принципиально нового жанра: гармоничной смеси научно-популярного фильма с фантастикой. Рассказ о Вселенной вообще, и Солнечной системе в частности, переплетался со смелыми гипотезами о прошлом и будущем нашей Вселенной.
В лентах режиссера Павла Клушанцева раскрываются тайны мироздания от космических пространств до молекулярной химии. Такие картины как «Метеориты» (1947 г.), «Тайна вещества» (1956 г.), «Дорога к звездам»(1957 г.) в традиционной для пятидесятых годов форме рассказа ярко и красочно объясняют природные явления.
Тематика научных картин действительно была широка и позволила привлечь многочисленных зрителей разных возрастов, живо интересующихся окружающим миром. «В краю вулканов и гейзеров», «В тихом океане», «Солнечные и лунные затмения» - вот лишь немногие из названий афиш в летних кинотеатрах пятидесятых годов.
В тоже время, в памяти людей жили воспоминания о тяжелых военных днях, и на экранах города шли ленты, посвященные подвигам солдат-освободителей. Историческая кинохроника «Освобождение Вены» (1955 г.) рассказывала об одном из важнейших сражений заключительного периода Великой Отечественной войны. Другой документальный фильм «Герои Бреста» 1957 года повествовал о героическом подвиге защитников Брестской крепости.
Демонстрация фильмов вызывала интерес и привлекала большое число зрителей. Так, с августа 1958 года кинопоказ осуществлялся ежедневно, а не только в субботние и праздничные дни, как было запланировано ранее. Десять автобусов передвигаясь по Москве, провели 450 сеансов, на которых побывало свыше 1,5 миллионов человек. Но учитывая популярность и важное значение показа документальных и научно-популярных фильмов для знакомства москвичей с опытом передовиков производства, достижениями народного хозяйства, науки, техники, культуры и искусства, Управление культуры Исполкома Моссовета запланировало увеличить проведение сеансов в 1959 году в 6,5 раз.
20 июля 1959 года Мосгорисполком принял решение «Об организации показа документальных и научно-популярных фильмов на площадях Москвы в летний период 1959 г.». Согласно решению бесплатные кинопоказы планировалось проводить также в 17 специально оборудованных киноавтобусах – на 33 площадках в 17 районах города. Причем в зависимости от места проведения количество сеансов варьировалось – от двух дней в неделю до показов через день и ежедневных. Формат стал таким популярным, что с 1 августа 1959 года были организованы и платные показы художественных фильмов с трёх киноавтобусов на десяти стадионах в восьми районах Москвы.
На сегодняшний день добрая традиция демонстрации кинолент на открытых площадках в парках и зонах отдыха столицы пользуется большой популярностью у жителей и гостей столицы, а демонстрация документальных кинолент, как правило, проходит в рамках фестивалей авторского и документального кино.
«Если с другом вышел в путь»: Главархив – о документах по истории туризма из виртуального музея