Генрих Оганисян: Режиссёр в тени славы «Три плюс два»
Премьера комедии «Три плюс два» состоялась, как и положено оде морскому отдыху, в самый разгар лета – 3 июля 1963 года. После сдачи худсовету картине была присвоена вторая категория, что подразумевало небольшие ставки актёров и среднее количество кинотеатров для премьеры. Однако после оглушительного успеха во время проката ей уже была присвоена первая категория, а актёрам выплатили дополнительную премию в 300 рублей. Немалые по тем временам деньги. Одной из любимейших комедий россиян «Три плюс два» остаётся и поныне. Но в фильмографии её автора Генриха Оганисяна всего 5 режиссёрских работ, 2 сценарные и только одна актёрская (роль официанта в ресторане в этом самом фильме «Три плюс два»), и большинству кинозрителей его имя почти ничего не говорит. Почему так получилось? Рассказываем. Из охранников – в студенты ВГИКа Он приехал в Москву летом военного 1943 года, как только узнал, что Всесоюзный институт кинематографии вернулся из эвакуации. Его первая попытка поступить во ВГИК окончилась неудачей, но возвращаться домой в Армению бывший актёр Ереванского театра имени Сундукяна не захотел. Чтобы быть ближе к миру кино, устроился охранником на киностудию «Союздетфильм». Однако первый его рабочий день едва не стал последним. Молодой охранник не пропустил на работу без пропуска самого Сергея Герасимова – знаменитого режиссёра, имя которого впоследствии было присвоено ВГИКу. Мэтр закатил скандал, вызвал начальника охраны и потребовал немедленно уволить «строптивого армянина». Ситуацию удалось уладить, а Герасимов, к счастью, оказался не злопамятным, и в скором времени Генрих Оганисян стал его любимым учеником. Будучи студентом, он уже работал ассистентом Сергея Аполлинариевича на съёмках фильма «Молодая гвардия». Большая авантюра в Большом театре Оганисян спустя некоторое время после недавно улаженного конфликта появился в кабинете Сергея Герасимова и буквально потребовал взять его к себе в съёмочную группу ассистентом. Так как Герасимов тоже был не лишён чувства юмора, то попросил его достать костюмы и декорации для якобы будущего фильма «Иван Сусанин». Может, это для кого-нибудь и стало бы проблемой, но только не для будущего режиссёра. Он надел единственный в своём гардеробе серый костюм, одолжил у друга, тогда начинающего композитора Арно Бабаджаняна, чёрный кожаный плащ и шляпу и в таком виде (очень напоминающем сотрудника НКВД) направился прямиком в кабинет директора Большого театра. – Что вы себе позволяете? – гаркнул он на хозяина кабинета и, не давая опомниться, продолжил. – Кто вам дал право срывать киносъёмки государственного значения? Как вы могли так легкомысленно отнестись к столь важному вопросу?! Немедленно распорядитесь отправить костюмы оперы «Иван Сусанин» на киностудию имени Горького для съёмочной группы народного артиста СССР Сергея Аполлинариевича Герасимова! На всё про всё даю вам один час, а вернее – 55 минут! Позеленевший от страха директор бросился к телефонному аппарату: – Срочно упакуйте все костюмы «Ивана Сусанина»! Затем, извиняясь, промямлил: – Всё будет. Я надеюсь, что успеют… – Посмотрим! – строго посмотрел на него Оганисян и вышел из кабинета… Спустя час звонил из телефона-автомата: – Алло! Мне Сергея Герасимова! Кто спрашивает? Его самый лучший ассистент! Сергей Аполлинариевич? Это опять я. Потрудитесь посмотреть в окно! Выглянув в окно, Герасимов остолбенел. На проходной киностудии стояли три грузовика, загруженные под завязку декорациями, костюмами и реквизитом. Мэтр был в восторге. Конечно, всё имущество потом пришлось вернуть в Большой театр с извинениями, но Сергей Аполлинариевич тогда понял, что именно такой ассистент нужен ему для работы над «Молодой гвардией». Актриса Инна Макарова, игравшая в том фильме роль Любы Шевцовой, впоследствии вспоминала: – Его организаторским способностям многие могли бы позавидовать. Казалось, он умудрялся бывать одновременно в разных местах и отлаживал съёмочный процесс с высочайшей виртуозностью. Поэтому нет ничего удивительного в том, что после выхода фильма Генрих Оганисян был всё-таки зачислен на режиссёрский факультет ВГИКа, а окончил его экстерном. Свой кинодебют – дипломную короткометражку «Дамы» Оганисян снял вместе со Львом Кулиджановым, а следующую картину «Девичья весна» – совместно с Вениамином Дорманом. Так постепенно Генрих приближался к самостоятельной работе, которой стал фильм «Приключения Кроша» по одноимённой книге Анатолия Рыбакова. Лента имела грандиозный успех – её посмотрели 19,2 миллиона зрителей. Взрослые и дети с интересом следили за всеми сюжетными перипетиями, в которые попадал главный герой картины Серёжа Крашенинников. Исполнитель роли Кроша Николай Томашевский, пасынок начинающего режиссёра, благодаря фильму стал суперпопулярным актёром. Цитаты, которые ушли в народ: – А в ресторане-то сейчас небось духотища. То ли дело здесь, на свежем воздухе, а? – Здесь вот макароны, а кажутся шашлыком! – Клянёмся не бриться, не пить, не курить и остаться дикарями. – Аминь… – Ура! – То есть, тьфу, ура-а! – Вы что, не верите, что это наше место? – Нет, нет, почему же, мы охотно верим. – Тогда в чём дело? – Но где же доказательства? – Ах, доказательства… Пожалуйста! У вас есть лопатка? – Девушка, а экскаватор вам не нужен? Доктор, у нас есть экскаватор? Говорили мне: Рома, поезжай в санаторий. ВЦСПС, МИД, ВТО, ДДТ, УКАКА… Трёхразовое питание… Пижама в полоску… – Стёпа!.. Степан Иванович!.. Доктор!.. Объясните мне, пожалуйста, какая разница между пи-мезоном и мю-мезоном! – Отстань! – Нет, серьёзно, а то, говорят, есть ещё какой-то кю-мезон? – Ну, в двух словах тебе это не объяснить! – Ну, хотя бы приблизительно. – Слушай, имею я право тридцать дней в году… – Двадцать четыре! – Ну двадцать четыре!… Не говорить ни о пи-, ни о мю-, ни о кю-мезонах? Я читаю дютюктивный роман. Оставь меня в покое. Ты посмотри, эти нахалки плавают как дельфины-шизофреники! В конце концов, каждой женщине свойственны черты милиционера. Сначала она говорит: «Давайте не будем!», а потом: «Следуйте за мной!» – Ну, на чём ты остановился, а? – Эх, Рома, на самом интересном месте. Джексон, помнишь, друг Петерсона? Сбежал из тюрьмы! – Мне бы его заботы! – 5:0 – Пять лет! – Год условно. – Скажите, а вы действительно тот самый физик? – Какой тот самый? – Ну, который знаменитый Сундуков. – Тот самый. – А над чем вы сейчас работаете? – Сейчас? – Да. – Расщепляю ставридку. – Стёпа, ты мне скажи, если она откажет, что мне делать? – Слушай, не, ничего. Принесёшь ей свои извинения и утопишься, море рядом. – Не тонкий ты человек, Сундуков. Сундук, а не человек. – Лично я свой багажник запираю в бумажник. – Наоборот – значительно удобнее. Что ни говори, а частная собственность отражается на психологии человека. Хорошая пара: укротительница и ветеринар. Она выступает со львами на арене, а я их потом лечу от переутомления. Ух, ненавижу львов, ненавижу, ненавижу женщин. Всех, всех до единой! Я ей покажу, кто из нас укротитель! Когда мужчина небрит, я не могу понять, симпатичный он или нет. – У Зои высокая температура. – Заболела? – Она перележала на пляже и вся сгорела. – Ну, от неё хоть что-нибудь осталось? – В таких штанах и в таком виде появляться в общественном месте не разрешается. – Товарищ старшина, вы поймите, это сон. – Ах, сон! Тогда пожалуйста. Любовь в кино и на площадке Основой фильма «Три плюс два» стала пьеса Сергея Михалкова «Дикари», написанная в 1956 году. Её премьера состоялась в Московском театре имени Ермоловой, и к началу следующего десятилетия постановка с успехом шла во многих театрах страны. Непререкаемый и авторитетный Михалков стал задумываться об экранизации. Когда на киностудии имени Горького встал вопрос о выборе режиссёра, Михалков выдвинул кандидатуру Генриха Оганисяна, и это было неслучайно – в прошлой картине кинорежиссёра «Приключения Кроша» снимался его сын Никита – будущий классик современного российского кино. Предполагалось, что роли в фильме сыграют те же актёры, что и в театральной постановке: Георгий Вицин, Вячеслав Тихонов и Николай Рыбников – более возрастные и опытные мастера своего дела. Но режиссёр проявил невероятную твёрдость характера, и Михалков сдался. Так на съёмочной площадке оказались молодые Андрей Миронов, Евгений Жариков, Геннадий Нилов и две Натальи – Фатеева и Кустинская. Когда Оганисян спорил с Сергеем Михалковым по поводу актёрского состава, коллеги крутили пальцем у виска – зачем ты это делаешь? Попасть в немилость к самому автору гимна Советского Союза было сродни расстрелу, и даже имелись прецеденты – титулованный поэт поломал жизнь многим деятелям искусства. Мало кто знал, что Генрих Оганисян в своей жизни много раз играл ва-банк и почти всегда выходил победителем. Победил и в этот раз. «Три плюс два» посмотрели более 35 миллионов зрителей. Фильм источал любовь и позитив. И это неслучайно, ведь, по воспоминаниям актёра Евгения Жарикова, на съёмочной площадке царила атмосфера влюблённости и предельной галантности к девушкам. Не обошлось и без настоящего романа. Андрей Миронов, исполнитель роли ветеринара Любешкина, сблизился на съёмках с Натальей Фатеевой, причём с самыми серьёзными намерениями. И кто знает, как сложилась бы жизнь этих двух молодых людей, если бы в их отношения не вмешалась властная мама актёра Мария Владимировна Миронова. После выхода фильма на экран Оганисяна часто спрашивали: «А кто вам больше нравится: Кустинская или Фатеева?» Режиссёр с иронией и непременным кавказским акцентом отвечал: «Они мне обе не нравятся! Я жену люблю»! Песня «Любовь – это яд» композитора Андрея Волконского в аранжировке Раймонда Паулса в начале 60-х звучала из каждого окна. А известной она стала именно благодаря картине «Три плюс два». Этот фильм – ода любви, молодости, беззаботному отпуску и «оттепельным» шестидесятым годам. С его появлением в Советском Союзе появилось и стало очень популярным такое направление отдыха, как автотуризм. У Генриха Оганисяна – весёлого, талантливого и жизнерадостного человека было много планов. Даже снять продолжение «Три плюс два» в Москве. Казалось, что всё только впереди. Но судьба распорядилась иначе. В начале 60-х годов онкологические заболевания были сродни приговорам. И такой приговор прозвучал для Оганисяна почти сразу после оглушительного успеха его главного фильма. Режиссёр скончался в 1964 году в возрасте 46 лет, не успев реализовать и сотой доли того, о чём мечтал. Но в памяти людей навсегда останутся душевные фильмы этого яркого человека, превращавшего жизнь в увлекательную весёлую игру. Александр СТРАХОВ