Новый Ренессанс: конгресс по сохранению культурного наследия Узбекистана прошел в Самарканде
Ученые-востоковеды со всего мира встретились в Самарканде. Там прошел шестой Международный конгресс всемирного общества «Культурное наследие Узбекистана – основа нового Ренессанса». Это целый ряд круглых столов и дискуссий о культуре древних городов Великого Шелкового пути. Подробности рассказала корреспондент «МИР 24» Анна Бажайкина.
Конгресс в Самарканде пришелся на самое жаркое время в году, на солнце +45. В перерывах дискуссии ученых и обмен опытом только в тени. В Узбекистан приехали востоковеды, археологи, работники музеев из 35 стран. Встречаются уже в шестой раз.
«Узбекистан всегда находился в центре не только Великого Шелкового пути. Здесь зарождались великие цивилизации, религии, империи проходили большие. Познавая Узбекистан, человечество познает само себя», – заявил председатель правления Всемирного общества по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана Фирдавс Абдухаликов.
Центральное событие конгресса – презентация книг альбомов «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира». Ученые-востоковеды, историки, библиотекари по всему миру ищут и находят артефакты культурного наследия Узбекистана. Это могут быть предметы быта, одежда или ювелирные украшения. Все это описывают в книгах. За шесть лет появилось 50 выпусков, а в этом году коллекция пополнилась еще десятью новыми книгами. Новые издания написали ученые из России, Индии, Малайзии и Венгрии. Появились и новые темы.
«Кино – это было потерянное звено, и сейчас справедливость восторжествовала. Кинематограф узбекский насчитывает 100-летнюю историю. Естественно, он является культурным наследием этой страны», – отметил директор национального кинофонда Узбекистана, режиссер Эльджон Аббасов. Эльджон впервые держит в руках свою книгу в напечатанном виде. Работал над ней с коллегами полтора года. На страницах все о кинематографе Узбекистана, известных режиссерах, среди которых и его отец Шухрат Аббасов.
«Я родился в 1966 году, в это время мой отец Шухрат Аббасов начал работать над фильмом «Ташкент – город хлебный». Меня – полугодовалого грудничка – мама приводила на съемочную площадку в павильон «Узбекфильма». И когда мы собирали материал для книги, у меня порой наворачивались слезы, потому что я знаком со всеми персонажами», – сказал Аббасов. 1960-ые называют золотой колыбелью в истории узбекского кино. «Ташкент – город хлебный» – история про 1920-ые. Главный герой отправляется в Ташкент, чтобы найти продукты и спасти семью от голода.
Среди новых экземпляров в собрании книг появилась работа из Татарстана. В коллекции Национального музея нашли ювелирные украшения, головные уборы – это вещи состоятельных татарских семей, у них они прижились еще в прошлом веке.
«Эти вещи бытовали в семьях. То, что мы называем узбекскими вещами, для них были обычные татарские вещи. Потому что татары казанские имеют очень глубокую связь с этим регионом. Они здесь получали образование, они были переводчиками, они торговали со Средней Азией», – отметила заместитель генерального директора Национального музея Республики Татарстан Лилия Саттарова.
Культурное наследие Узбекистана заново оживает и в документальном кино. Режиссер и клипмейкер Бахадыр Юлдашев снял фильм про внука Амира Тимура – Улугбека. Математик и астроном, который в XIV веке создал самую большую обсерваторию и звездный каталог.
«Благодаря его трудам люди учились, совершали новые открытия, которые были сделаны за 200 лет до Галилео Галилея, за 200 лет до появления первого телескопа. Человек невооруженным глазом создал самый точный каталог в мире, который отличается от современного каталога на 15 секунд», – подчеркнул режиссер, клипмейкер Бахадыр Юлдашев.
Звездный каталог сейчас находится в Париже, в Оксфорде – личный глобус. Во время съемок объехали восемь стран. Так и ученые ездят по музеям, библиотекам и частным коллекциям по всему миру в деталях собирать культурное наследие Узбекистана.