Досье: Наследие Владимира Высоцкого в русской и белорусской культуре

25 июля занимает особое место в календаре памятных дат российской культуры. В этот день в 1980 г. скончался поэт, автор песен, актер театра и кино Владимир Высоцкий – человек, чье уникальное творчество и сегодня мало кого оставляет равнодушным, вызывает желание изучать его бесценное наследие и подражать ему. О выдающейся личности снимают фильмы, пишут воспоминания, посвящают концертные и театральные постановки. О его жизни, творчестве и связи с Беларусью и Россией – в материале «Евразия.Эксперт».

Досье: Наследие Владимира Высоцкого в русской и белорусской культуре
© Евразия Эксперт

Творческое наследие Владимира Семеновича Высоцкого насчитывает более 600 песен и около 200 стихов, около 30 ролей в кино и 20 ролей в театре, занимая одно из центральных мест в советской, русской и белорусской культуре. Оно оказало сильное влияние на формирование взглядов современников и последующих поколений: начиная с легендарных ролей в московских театрах и советских кинофильмах и заканчивая музыкальным творчеством.

Жизнь в Москве и белорусские корни

Владимир Высоцкий родился в Москве в 1938 г. Во время войны в эвакуации жил в городе Бузулук на Урале, а с 1947 по 1949 гг. – в Германии в городке Эберсвальд под Берлином, где служил его отец. Но средой, воспитавшей его, стала столица России. Здесь он окончил Школу-студию МХАТ, состоялся как актер театра, начал сниматься в кино и писать песни. Исследователи его биографии также пишут о белорусских корнях поэта: его предки – выходцы из западной Беларуси. Прадед жил в Брест-Литовске, дед родился в Бресте в 1889 г. и жил там до 22 лет.

Высоцкий не раз бывал в Беларуси. Это были периоды, связанные со съемками кино, с гастролями Театра на Таганке, а также частными визитами. Так в Бресте он бывал дважды, в том числе и с супругой Мариной Влади. В гостинице «Буг», где останавливалась знаменитая пара, с 2015 г. открыты исторический номер и тематическая комната «Владимир Высоцкий. Белорусские страницы». Создателям удалось восстановить обстановку эпохи 70-х. Мебель и предметы интерьера дополняют специальные фотообои – на них известные цитаты из песен, фотографии поэта. А в спальной комнате разместили DVD-проигрыватель и проектор, с помощью которого посетители все время могут видеть фрагменты интервью, выступлений, телепередач, фильмов с участием барда.

Фильмография

Для большинства зрителей самые яркие роли Высоцкого – в фильмах «Место встречи изменить нельзя», «Вертикаль», «Служили два товарища», «Маленькие трагедии», «Плохой хороший человек». Но его творчество плотно вплетено в культуру не только русского, но и белорусского народа: для белорусских кинокартин он написал более 20 песен, запечатлел в своем «военном» творчестве множество событий Великой Отечественной войны, происходивших в Беларуси.

Актер не раз снимался в картинах студии «Беларусьфильм»: всего вышло семь белорусских фильмов с его участием. Самый знаменитый из них – «Я родом из детства» – был снят в 1966 г. известным белорусским кинорежиссером Виктором Туровым. В этом фильме зрители впервые услышали сразу несколько песен Высоцкого – «На братских могилах», «Звезды» и «Высота». В 1967 г. фильм «Я родом из детства» на Кинофестивале республик Прибалтики, Белоруссии и Молдавии был отмечен премией за лучшую режиссерскую работу.

Кадр из фильма «Я родом из детства». Источник film.ru

В числе других белорусских картин Высоцкого – «Саша-Сашенька», «Война под крышами». 1969 г. оставил еще один белорусский след в биографии автора. Туров снял фильм «Сыновья уходят в бой», который закрепил творческий тандем режиссера и барда. В фильме прозвучали песни Высоцкого «Песня о земле», «Сыновья уходят в бой», «Он не вернулся из боя».

Съемки проходили в Новогрудке Гродненской области, одном из центров партизанского движения в годы Великой Отечественной войны. Высоцкий на несколько недель поселился в местной гостинице, где, как и в Бресте, его номер теперь приобрел мемориальный статус. Там воссоздана атмосфера 50-летней давности. И по сей день поклонники творчества поэта и музыканта пополняют его новыми экспонатами. А Новогрудский городской сквер в 2012 г. получил имя Владимира Высоцкого, в нем установлен бюст поэта в память о тех съемочных днях.

Памятник Владимиру Высоцкому в Новогрудке Гродненской области. Источник: holiday.by

Музыкальное творчество

Музыкальное наследие Высоцкого также является одной из страниц современной культуры Беларуси. В 2015 г. в Бресте прошел международный бард-форум имени Владимира Высоцкого «Полоса нейтральная». Под Новогрудком, где проходили киносъемки фильма «Сыновья уходят в бой», на берегу озера Литовка с 2013 г. проходит фестиваль-конкурс бардовской песни памяти Высоцкого «Музыка сердец».

В мероприятии принимают участие самые творческие, талантливые исполнители и любители бардовской песни. За свою историю фестиваль претерпел немало изменений, но остался верен традициям. В этом году его программу составили литературно-музыкальный батл «Мне есть что спеть и что сказать…», а также вечер песен Владимира Высоцкого. Участники фестиваля ежегодно возлагают цветы к бюсту поэта и музыканта в Новогрудке.

В 1997 г. Благотворительным фондом Владимира Высоцкого, Министерством культуры РФ и Национальным резервным банком была учреждена ежегодная Премия Высоцкого «Своя колея». Ее вручают людям, которые не изменяют своим убеждениям, кому сегодня захотел бы посвятить песню Высоцкий.

Театральная карьера

Театр всегда занимал особое место в творчестве Высоцкого. После окончания школы – студии МХАТ он с перерывами служил в Малом драматическом театре имени Александра Пушкина, играл в Театре миниатюр, пробовался в театр «Современник». Но его судьбой стал Театр на Таганке, где он сыграл самые блестящие роли в спектаклях «Жизнь Галилея», «Пугачев», «Гамлет», «Вишневый сад». За роль Гамлета в постановке этого театра артист получил Гран-при на Белградском международном фестивале.

Ярким событием в культурной жизни белорусской столицы стали гастроли Таганки в 1979 г. Минчане увидели сразу несколько спектаклей – «Павшие и живые», «Добрый человек из Сезуана», «Десять дней, которые потрясли мир». Ну и, конечно, «Гамлета» с Владимиром Высоцким. Гастроли длились около трех недель, и все это время Минский Окружной Дом офицеров, где проходили спектакли, собирал полные залы.

Владимир Высоцкий в спектале «Гамлет». © РИА Новости / Мирослав Муразов.

А спектакль «ВВС» (Высоцкий Владимир Семенович), который был поставлен Николаем Губенко к 60-летию поэта и актера в Театре на Таганке, и сегодня входит в репертуар и собирает полные залы.

Интерес к наследию

Наследие Владимира Высоцкого является общим для всех бывших республик СССР и живущих в них народов, уникальным отпечатком того времени и считается «энциклопедией русской жизни». Оно и сегодня вызывает интерес у исследователей, музыкантов и культурологов.

Творческое наследие Высоцкого и в России, и в Беларуси исследуют в разных форматах. В 2018 г. в Гродно прошла первая конференция, посвященная поэту. Площадкой был выбран государственный университет имени Янки Купалы. По замыслу организаторов, мероприятие должно было определить место поэта в советской культуре 1960-1970-х годов и обозначить его влияние на современное социокультурное пространство. В конференции приняли участие ученые из Беларуси, России, Польши, Украины, Израиля, Франции, США, Грузии, Румынии. Мероприятие стало событием как для профессиональных литературоведов, так и для любителей.

В 2011 г. вышла российская картина «Высоцкий. Спасибо, что живой», где главную роль исполнил народный артист России Сергей Безруков. До сих пор фильм вызывает споры и разные мнения о судьбе и значении яркой личности.

К 75-летию со дня рождения известного поэта, исполнителя и актера была создана документальная лента «Владимир Высоцкий. Белорусский след». В картину вошли воспоминания людей, которые встречались с бардом в Беларуси во время его выступлений, театральных гастролей и съемок в фильмах белорусских режиссеров.

Владимир Семенович похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Каждый год его почитатели возлагают цветы к могиле поэта, а слова из многих песен стали девизом для тысяч поклонников в разных странах. Ведь для принципов, по которым он жил, нет границ и национальностей.

Ирина Смирнова, обозреватель «Евразия.Эксперт»