Это залет. Disney снял космический спин-офф «Истории игрушек». Почему из этого не вышло ничего хорошего?
В сети вышел «Базз Лайтер» — спин-офф сверхпопулярной анимационной франшизы «История игрушек». «Лента.ру» рассказывает, почему мультфильм о приключениях прототипа (как бы абсурдно это ни звучало) игрушечного косморейнджера получился более пластиковым, чем классическая пиксаровская тетралогия.
Экипаж корабля колонистов с Земли под руководством космических рейнджеров Алиши Хоторн и Базза Лайтера терпит крушение на планете, населенной растениями-убийцами. Пока Алиша придумывает способы пережить вынужденную остановку, Базз раз за разом тестирует нестабильный кристалл гиперскорости, необходимый для продолжения путешествия. Время для рейнджера летит медленнее, чем для остальных колонистов: за каждый короткий тестовый полет Лайтера для его заземленных спутников проходит четыре года. Алиша успевает жениться на участнице команды по имени Кико, завести детей, потом внуков, а затем и умереть. К одержимому Баззу, которого в его попытках уже невозможно остановить, приставлен кот-робот Сокс, которого Лайтер заставляет экспериментировать со стабильностью топлива. Через 80 с лишним лет после аварии Базз вдруг обнаруживает, что состав колонии полностью сменился, никто уже не собирается никуда лететь, а вокруг поселения бродят боевые роботы с буквой Z на фюзеляже. Дело в том, что пока он летал, мир изменился, а освоившимся на новом месте людям угрожает таинственный Зорг. Базз понимает, что у него появился повод для нового подвига, и при поддержке Сокса и нескольких случайных уголовников отправляется на битву со злом.
В популярном штампе Стивена Кинга «Иногда они возвращаются» наречие давно пора переставить в середину и поменять на безнадежное «всегда». Они действительно постоянно возвращаются: даже павший марвеловский Вижн получил новую жизнь в сериале имени себя, а что уж говорить о мультипликационных героях, которым полная гибель всерьез не грозит по определению. Подразделение Disney под названием Pixar сделало себе имя в середине девяностых (когда еще было самостоятельной конторой) первой «Историей игрушек» — изобретательным и почти революционным мультфильмом, в котором центральное место было отведено ожившим ретрокуклам, мини-солдатикам и прочим обитателям детских комнат. Это был один из первых случаев использования 3D-анимации (которой Disney, кстати, долгое время чурался), причем грань между игровым и мультипликационным кино была практически стерта. С одной стороны, это был образцовый семейный блокбастер, с другой — шериф Вуди и космический рейнджер Базз могли позволить себе много такого, что и не снилось большинству киногероев.
В те годы еще не было принято немедленно превращать каждый блокбастер во франшизу. «История игрушек» получила сиквел только через четыре года — и пропала до конца следующего десятилетия. Третий фильм был задуман как прощание с героями: их владелец мальчик Энди наконец-то повзрослел, и пришло время для последнего приключения. Однако конъюнктура продолжала меняться, и вот уже Базз с Вуди перекочевали к новой хозяйке в четвертом фильме, который обещал быть самым — в этот раз уже точно — последним. Но уже после его премьеры (и солидных кассовых сборов) Disney заявил, что рассматривает идеи для пятого фильма. В соответствии с новейшими веяниями времени, новую картину решено было сделать не продолжением, а спин-оффом — заявкой на очередную киновселенную. Тем более что для ответвления был повод: продюсеры ухватились за идею снять тот самый фильм, в который влюбился Энди в далеком 1995-м, тот самый, благодаря которому родители купили ему фигурку Базза Лайтера.
Режиссерский пост занял Энгус Маклейн — штатный мультипликатор Pixar (в этом качестве он делал вторую «Историю игрушек»), допущенный до режиссуры на «В поисках Дори». В интервью он рассказывал, что хочет создать оммаж своим любимым фантастическим фильмам 70-х, а любимейшим образцом жанра называл первые «Звездные войны». Трейлер отвлекал внимание ремиксом на Starman Дэвида Боуи, но уже по рекламе было понятно, что ретроманские обещания лучше бы делить как минимум надвое, в том числе по той причине, что Энди взрослел не в 70-е, а в 90-е, когда на экранах царили «Терминатор 2», «День независимости», «Пятый элемент» или хотя бы «Крикуны», к которым подспудно отсылает местный робокот.
Сюжетно «Базз Лайтер» напоминает не старые космооперы, а скорее сильно урезанный мультвариант «Интерстеллара». Нарцисс-астронавт упорно тестирует нестабильный гиперскоростной кристалл, время летит незаметно, товарищи стареют и умирают, но он почти не обращает на это внимания. Сама подобная коллизия, надо признать, так себе годится для детского мультфильма, а герой вряд ли мог стать образцом для подражания такому прекраснодушному мальчику, как Энди Дэвис. В принципе, куда интереснее этой фабулы был бы фильм о том, как родители в 1995 году объясняют сыну, почему отважная астронавтка женится на подруге и как у них потом рождаются дети в условиях жизни на враждебной планете с хищными растениями. Эта линия выглядит едва ли не наиболее искусственным следованием конъюнктуре. Дело, конечно, не в какой-нибудь пропаганде, а исключительно в том, что подобные нарочитые детали окончательно выбивают зрителя из и без того довольно ходульного мира мультфильма.
Таким образом выходит, что «Базз Лайтер» мало на что годится в любом качестве. Как ностальгическая картина он слишком вольно обращается с традициями жанра, к которым, по идее, должен отсылать. Как детский мультфильм он слишком наворочен — от всех этих гиперкристаллов и стремительно меняющихся однотипных персонажей быстро устанет даже взрослый зритель. Наконец, в качестве фан-сервиса для поклонников оригинальной «Истории игрушек» это тоже не слишком подходящее зрелище: игрушечный Базз, как ни странно, был куда человечнее своего поддельного прототипа. Так что лучше посмотреть первую «Историю» или, если вам все-таки хочется чего-то нового от Disney, обратиться к недавнему «Я краснею» — вот где обнаруживается мастер-класс по подаче сложных тем, которого так не хватает авторам «Базза Лайтера».
Фильм «Базз Лайтер» (Lightyear) выходит на Disney+