«Наше кино может быть великим»: актер Евгений Березовский — о российских фильмах, патриотизме и любви

Актер театра и кино Евгений Березовский станет участником международного фестиваля кино «Восхождение к истокам», который пройдет в Москве с 28 по 31 июля. Накануне артист рассказал «Вечерней Москве» о своем пророческом стихотворении, иллюзиях и отношении к уехавшим артистам.

«Наше кино может быть великим»: актер Евгений Березовский — о российских фильмах, патриотизме и любви
© Вечерняя Москва

— Евгений, в чем основная идея фестиваля?

— Напомнить москвичам и гостям столицы о наших корнях. На фестивале покажут фильмы, обращенные к нашему прошлому. И 31 июля на закрытии зрители увидят мой фильм, снятый на мобильный телефон. Это кино о русской деревне посвящено писателю и режиссеру Василию Шукшину. Это своего рода деревенский анекдот. Помните кинокартины Шукшина «Печки-лавочки», «Живет такой парень»? Мой фильм — о таких же простых и обаятельных людях.

— Вы работаете в Духовном театре «Глас». Что значит «духовный театр»?

— Думаю, все театры — изначально духовные. Станиславский говорил, что актер должен на сцене воссоздавать жизнь человеческого духа. Но в советское время многие духовные вопросы ушли на дальний план. Была нравственность общечеловеческая. Наш театр — напоминание, что человек напрямую связан с богом. Самое уникальное в «Гласе» — актеры, невероятно талантливые и, что особенно ценно, — порядочные! Здесь ставят замечательную литературу. А у актеров есть шанс попробоваться на любую роль. Я пришел в «Глас» в 2019 году, и в течение года меня ввели на главные роли в восьми спектаклях.

— Вы играете в постановке «Имя России — Александр Невский». Ваш театр, единственный из московских, откликнулся на юбилей полководца. Насколько важно возрождать сейчас патриотические чувства?

— Патриотизм должен быть неотъемлемой частью образования — независимо от политической ситуации. В СССР весь кинематограф напоминал, что такое Родина. Вы замечали, что сейчас многие это слово пишут с маленькой буквы? Меня это коробит. Я болезненно воспринимаю то, что происходит девальвация ключевых ценностей. Считаю, зритель должен выходить из театра с ощущением если не гордости, то как минимум тепла, думая о том, какая у него Родина, какие предки.

— В спектакле «Горящие письма», где вы играете, разворачивается любовная драма. А вы могли бы простить девушку, которая обещала быть навеки вашей, но вышла за другого? Что цените в отношениях?

— Ту самую честность и чистоту. Если они есть, ничто не страшно. А ложь разрушает союз. Я был в похожей ситуации студентом. Простил девушке измену, но через два года все повторилось. Я понял: нужно было простить и отпустить человека, а не строить что-то на развалинах. Хотя слышал истории, как кто-то простил, все наладилось. Видно, у каждого в любви свой путь. Думаю, простить измену можно, но жить уже надо раздельно.

— У вас есть образование сценариста. Это хорошая почва для импровизации в кадре, на сцене?

— Сцена и кино — разные вещи. В кино режиссер и партнеры часто вдохновляют на творчество. Так, в «Бригаде» у меня была маленькая роль. Я в кадре оказался с Андреем Паниным, и у нас родилась идея спеть песню — не по сценарию. Андрей подыграл мне, мы поняли друг друга сразу. И спасибо режиссеру, что разрешил. В театре импровизация есть, но в рамках выстроенного режиссером рисунка. Да, есть живое общение с партнерами, ощущение зрителя в зале, но органика другая. Всегда было мало актеров, подлинно проживающих жизнь героя на сцене. Но все же есть артисты, которым удается волшебным образом на два часа превращаться в другого человека.

— Есть ли у современного русского кино преимущества перед западным?

— Нам есть чем гордиться. Советский период, который сейчас многие ругают, в кинематографе был очень сильным — несмотря на цензуру. А в последние годы мы стали зацикливаться на американском кино. Была создана величайшая иллюзия, маяк, ставший призрачным ориентиром для наших режиссеров. Было ощущение, что кино, создаваемое у нас, не может быть великим. Но это не так! Из новых фильмов могу выделить «Пара из будущего», «Одна». Это гордость нашего кинематографа. И возможно, хорошо, что не будет такого потока фильмов из Голливуда. Он пропагандирует сытую жизнь, а наши фильмы — о человеческом духе.

— Часть артистов уезжают из страны. Другие поддерживают спецоперацию, выступают перед ранеными. Какая позиция ближе вам?

— Родину никогда нельзя предавать: ни в мирное время, ни в период каких-то катаклизмов. Представьте: я живу с мамой, она поругалась с богатой и крутой соседкой. Я должен бросить мать и уйти к соседке, так как у нее денег больше? Или мама заболела. Мне что, отдать ее в дом престарелых? Родина — это мать. Когда ее оставляют, надо понять, из какого теста сделан убежавший заяц, почему убежал — от трудностей, за длинным рублем? Или ему в принципе на все плевать? Сейчас люди снимают маски, показывают свою сущность.

— Есть актеры, которые так сильно вживаются в роль, что потом с трудом прощаются с ней. У вас так?

— Я стараюсь верить в предлагаемые обстоятельства. Главное — честное и чистое подключение. Ты сосуд под названием «роль» наполняешь своим внутренним содержанием, естеством.

— 20 февраля в соцсети вы разместили стихотворение со словами: «Воюем мы по-разному — то словом, то копьем». Не ощутили вскоре, что оно было пророческим?

— Возможно. Но я писал про Александра Невского. Мы репетировали спектакль, нахлынули эмоции, и родилось стихотворение. А через четыре дня началась спецоперация. Поэзия для меня — процесс спонтанный. Думаю, это что-то свыше, от Бога, а дело человека — просто записать. Не знаю, может, это и совпадение.

ДОСЬЕ

Евгений Березовский родился 12 июня 1972 года в Алма-Ате, учился на режиссерском факультете Алма-Атинского театрально-художественного института, на актерском факультете Театрального училища имени Щукина и на сценарном факультет ВГИКа. Работал в ТЮЗе, с 2019 года — в театре «Глас». Снимался в популярных сериалах и фильмах.

Священник не благословил

Евгений учился на сценарном факультете ВГИКа. Его первый сценарий — новогодней комедии — читал Эльдар Рязанов. Фильм планировали снимать в 2000 году, но не нашли финансов. Потом был сценарий фильма «Понтий Пилат», который планировал снять Никита Михалков. Режиссер решил взять благословение у архимандрита Тихона Шевкунова, но тот не благословил на съемки. А недавно Березовский снял за три дня короткометражку по своему сценарию «Вот тебе раз», посвященную Василию Шукшину.

Важная роль

Евгений Березовский стал лауреатом фестиваля «Алтарь Отечества» за роль в документальном фильме «Брат и сестра». Он исполнил в нем роль летчика, Героя Советского Союза Константина Аверьянова. «Это летчик с уникальной судьбой. И мне очень близка тема Великой Отечественной войны», — говорит актер. Ранее Березовский играл в фильме «Баллада о непобежденном» — о том, как подросток снимает кино об Аверьянове. Актеру тогда досталась роль отца мальчика.

О личном

С бывшей женой Березовского познакомил священник, но долго они вместе не прожили. Расставание было тяжелым. Сейчас Евгений Березовский не пускает журналистов в личную жизнь, ничего о ней не говорит. Но на руке у него есть обручальное кольцо.

Боевой дух

Евгений занимается спортом с 16 лет. Имеет синий пояс по карате. Спортивный опыт пригодился в профессии, например, при участии в постановочных драках в фильме «Стрелок». А еще, занимаясь спортом, Евгений воспитал силу духа. Актер вспоминает, что недавно вышел фильм «Одна», где он снимался в очень ярком эпизоде. Евгений пошел на него в кино, но тот самый эпизод не показали — это стало большой неожиданностью. «Пишу режиссеру: «Дима, а где же я?» — вспоминает артист. — А тот отвечает: «Женя, твой эпизод на телеканале вырезали». — Сила спортивного духа помогла пережить этот удар. Будут другие фильмы, другие роли».