Войти в почту

В Большом театре в девятый раз поставили «Мазепу» П.И. Чайковского

Постановка «Мазепы» готовилась в Большом два года: в 2020, в пандемию, опера прозвучала в концертном исполнении, а через год, в июне 2021, показана в сценической версии. В основе оперы Чайковского и поэмы Пушкина, ставшей основой либретто — драматический эпизод времен Северной войны начала XVIII в., когда гетман Мазепа, ставленник Петра I и его близкий соратник, в попытке создать независимую Украину перешел на сторону шведского короля Карла XII. В либретто, составленном самим Чайковским на основе пушкинской поэмы и уже готового либретто В.П. Буренина, Мазепа описывает свой план юной возлюбленной Марии: «Благое время нам приспело, Борьбы великой близок час. Без милой вольности и славы Склоняли долго мы главы Под покровительством Варшавы, Под самовластием Москвы. Но независимой державой Украйне быть уже пора, И знамя вольности кровавой Я подымаю на Петра». Во времена Чайковского Мазепа воспринимался как романтический герой: яркий, сильный, борющийся с фатумом. Ему посвящали свои сочинения Вольтер, Байрон и Гюго, в живописи — Делакруа, Жерико и Верне, в музыке — Лист. Как историческая фигура, Мазепа трактовался неоднозначно. Пушкинскую «Полтаву» Чайковский читал, живя в имении сестры в украинской Каменке в 1881. Он увлекался историей и героическими личностями, меняющими ее ход. Примерно в это же время Василий Ключевский пишет свой многотомный «Курс русской истории», Николай Ге, Илья Репин, Василий Суриков создают масштабные живописные полотна, выходит «История Петра Великого» Александра Брикнера (ею Чайковский серьезно интересовался). Петр Чайковский «Мазепа» Опера в 3 действиях, 6 картинах Либретто П.И. Чайковского с использованием либретто В.П. Буренина по поэме «Полтава» А.С. Пушкина Дирижер — Туган Сохиев Режиссер — Евгений Писарев Сценограф — Зиновий Марголин Художник по костюмам — Ольга Шаишмелашвили Художник по свету — Дамир Исмагилов Главный хормейстер — Валерий Борисов Хореограф — Ирина Кашуба Исполнители: Мазепа — Желько Лучич, Эльчин Азизов; Кочубей — Станислав Трофимов, Денис Макаров; Любовь — Елена Манистина, Агунда Кулаева; Мария — Анна Шаповалова, Анна Нечаева; Андрей — Дмитро Попов, Олег Долгов; Орлик — Николай Казанский, Валерий Гильманов; Искра — Роман Муравицкий, Илья Селиванов, Пьяный казак — Иван Максимейко. Премьера 3 / 15 февраля 1884, Большой театр Премьера новой постановки: 23, 24, 25, 26, 27 июня 2021, Историческая сцена ГАБТа Продолжительность спектакля 3 часа 45 минут (с двумя антрактами)

Период поиска Чайковским сюжета для новой оперы совпал с убийством Александра II, волной еврейских погромов на Украине. В это же время композитор с тревогой следил за сложными любовными отношениями своей племянницы Татьяны, страдавшей к тому же наркотической зависимостью (чуть ли не точная копия истории любви юной Марии и старца Мазепы).

«Хорошая опера» Хотя Чайковский уверял, что написал «хорошую оперу», ее расценивают по-разному: то как проходную, написанную Чайковским на неподходящий сюжет, то как одну из вершин его творчества. Композитор работал над ней два года (с мая 1881 по апрель 1883). Премьера состоялась в Большом театре в 1884, с тех пор опера была поставлена на этой сцене еще 7 раз, последний раз — Робертом Стуруа в 2004. После первых московских показов опера прозвучала в Петербурге, в Мариинском театре, где также не раз возобновлялась. Далее она ставилась в Тифлисе. В 1888 ее услышали в Англии (Ливерпуле и Манчестере). В 1909 по «Мазепе» был снят немой фильм: это была первая попытка перенести оперу в кино (данный факт нашел отражение и в нынешнем спектакле). В советское время к «Мазепе» обращались довольно часто: помимо столичных театров, она шла в Киеве, Ереване, Баку, Вильнюсе, Риге и др. В постперестроечное время опера «Мазепа» появилась, как и многие русские оперы, на сцене Мариинки, чей репертуар выстраивал Валерий Гергиев. В 1999 ее интерпретировал театр «Геликон-опера». Она регулярно появляется и в афишах зарубежных театров.

Плавильный котел Размах партитуры Чайковского таков, что в нагромождении сцен, приемов и локальных сюжетов сложно не потонуть. В основе «Мазепы» — жанр большой исторической оперы, к которому Чайковский вновь обратился после «Орлеанской девы» (премьера состоялась в феврале 1881 в Мариинском театре). Сформированная Мейербером в середине XIX века оперная модель с обязательными балетными эпизодами, историческими батальными сценами и “couleur locale” в Европе уже отжила свое, а на русской почве была востребована еще долго. В «Мазепе» можно слышать хоры с фольклорным подтекстом и «этнические пляски», которыми Чайковский, как и «кучкисты», искусно «приправляет» общую фабулу. При этом композитор опирается и на вагнеровско-вердиевские традиции: оркестр и голоса солистов управляют действом, выступают как равноправные силы, охватывая колоссальный динамический и регистровый диапазон. Так воплощаются мысли композитора о безнравственности власти и разрушительной силе запретной любви, об отсутствии чести и достоинства, о жестокости и нежности, уживающихся в одном человеке, о витальной страсти и неизбежной расплате. Музыкальное решение лирической линии Мазепы и Марии близко к вагнеровской идее Эроса как Танатоса, в ней слышны отголоски лейтмотива томления из «Тристана», переплетающиеся с хроматизмами из «Евгения Онегина». В «Мазепе» Чайковский искал и новые пути развития русской оперы, объединяя лирико-психологический сюжет с историко-героическим повествованием. Из множества разрозненных номеров он выстраивает сквозную драматургию сцен, достигая кульминации, а затем нанизывая кульминации одну на другую, чтобы привести все к тихому финалу (решение пришло не сразу, а после московской премьеры). Еще один импульс к созданию «Мазепы» — обращение композитора к церковной музыке. Чайковский в это время сочинял «Всенощную» (закончена в 1882, опубликована в 1883) и редактировал, по просьбе Петра Юргенсона, произведения Дмитрия Бортнянского для издания Полного собрания сочинений. Не случайно, одна из кульминационных сцен — казнь Кочубея — «замешена» на стилевом разнообразии, в котором оркестровая музыка органично переплетается с хорами, хоровыми репликами и песней пьяного казака (типаж, схожий с персонажами опер «кучкистов»: Юродивым, Мисаилом и Варлаамом, князем Галицким и др.), кульминацией же становится молитва a capella. Неочевидным образом «Мазепа» оказалась важной вехой в истории русской музыки: только после нее была возможна «Пиковая дама» с ее симфонической логикой, инфернальностью, стилевыми играми и точно выверенной мерой выразительных средств. Многие находки Чайковского постепенно «возьмут на вооружение» композиторы-современники: например, Римский-Корсаков (образ Гришки Кутерьмы из «Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии» или образ сошедшей с ума Марфы, как бы наследующей Марии, в «Царской невесте»). "азепа". Фото Дамир Юсупов / Большой театр

Русская опера по-европейски Постановка «Мазепы» в Большом театре — масштабная работа, потребовавшая мобилизации всех технических возможностей Исторической сцены. На главные роли приглашены иностранные солисты: сербский баритон Желько Лучич (Мазепа), прославившийся в вердиевском репертуаре, и украинский тенор Дмитро Попов (Андрей). Дирижер Туган Сохиев слышит «Мазепу» в широком музыкальном контексте. Язык оперы, с одной стороны, близок к барочной пышности, с обязательной дихотомией «чувство — долг» (как, например, у Генделя). С другой стороны, в ней предвосхищается будущее русской музыки, вплоть до Шостаковича, Свиридова и Щедрина. Оркестр под управлением Сохиева звучит по-военному собранно, без сантиментов и длиннот. Однако оборотной стороной такого дирижерского подхода стали звуковые перегрузки и агрессивность медных. Скульптурно проработанные партии главных героев требуют от исполнителей недюжинной выдержки. Дирижер задает стремительный темп опере, и она, как локомотив, несется к финалу. Солистам не хватает времени, чтобы прожить всю гамму эмоциональных состояний. В некоторых мизансценах солисты оказываются в глубине сцены, их голосам трудно пробиваться сквозь толщу оркестрового звучания. Роль Марии — одна из сложнейших, ее образ неоднократно меняется на протяжении оперы: от попавшей в плен любовного наваждения юной девы до примеряющей корону светской львицы и сошедшей с ума беженки. От харизмы исполнительницы, от актерского таланта зависит итог оперы, ее тихая кульминация. Дебютантка Большого Анна Шаповалова демонстрирует мощные верхи и полетный средний регистр. Голос Дмитро Попова (Андрей) привлекает мягкими верхними нотами. Мазепа в исполнении Желько Лучича, баритона с мировым именем, обворожителен и мягок, как Фауст-соблазнитель. Бас Станислав Трофимов (Кочубей) и меццо-сопрано Елена Манистина (Любовь) наиболее свободно чувствуют себя в сценах мести.

Стропила вместо дома В оперной пучине страстей, в брутальной звучности оркестра сценография отступает на второй план. Мощные «голые» стропила, образующие каркас дома, то опускаются полностью на сцену, то зависают в неопределенности, то разрушаются к концу спектакля. Символизирующие образ жилища, они так до конца им и не становятся, ведь все в этом мире испорчено ненавистью. Во втором действии сцена поделена на две части наклонными перекрестными балками. Внизу — застенок, пытки, допросы, наверху — часовые с пушками, а Мазепа «любуется природой». При помощи видеопроекции ландшафт достраивается до 3D. Картинка отретуширована как в глянцевом журнале: роскошные золотистые пшеничные поля Украины, переходящие в мрачный волнующий пейзаж южной ночи, и в конце — разрушительные последствия войн. Минимализм сценографии несколько гламурен: красивая картинка оторвана от военного апокалипсиса. Придуманное художественное решение могло бы с успехом иллюстрировать и другие русские оперы (похожий прием со стропилами использовался в «Хованщине» в МАМТе, постановка Александра Тителя). "азепа". Фото Дамир Юсупов / Большой театр

Три действия — три времени Чайковский был монархистом, однако, сочиняя «Мазепу», он меньше всего интересовался вопросами законности власти метрополии или самоопределения колоний. Режиссер Евгений Писарев также пытается выйти за рамки национального или имперского и вместо «агитки» на злобу дня представил «Мазепу» как средоточие болевых вопросов отечественной истории последних трех веков. «Мазепа» не вмещается в традиционные рамки спектакля (поэтому неизбежны купюры, которые есть и в спектакле ГАБТа). Избыточным кажется сюжет, в котором скрещиваются любовная, историческая и фольклорно-массовая линии. Музыкальная логика, тотально управляющая оперой, тормозит драматургическое развитие. Этим «грешат», в общем-то, многие отечественные оперы. Возможно, по этой причине Евгений Писарев, поставивший ранее в Большом «Свадьбу Фигаро» Моцарта и «Севильского цирюльника» Россини, в интервью, опубликованном в буклете постановки, откровенно сказал: «менее всего я мечтал… о русской опере, я далек от нее и долго от себя отталкивал эту идею». Режиссер поместил каждое действие оперы в разные исторические эпохи. Первое — собственно XVIII век с пышными нарядами, национальными костюмами и польскими панами. При этом балетные номера со стилизацией украинских танцев чем-то напоминают сталинские декады национальных культур. Второе действие — начало XX века, сменяющееся временами Второй мировой войны. На сцене — военные в гимнастерках и шинелях. Мазепа греется около печки-буржуйки, а на место публичной казни выходит в белой папахе, о чем снимается репортаж на видеокамеру. Неизбежными оказываются ассоциации с ЧК и НКВД, пытками и сталинскими чистками. Третье действие — современность. На заднем плане — обгоревший после бомбежки одинокий автобус. Безумная Мария в юбке-пачке ищет провизию, копаясь в клетчатых сумках беженцев. Мазепа в куртке-«аляске» с пистолетом Макарова, вместе с Искрой, размахивающим автоматом, пытаются сбежать от петровских преследователей. Андрей в камуфляже одержим мыслью убить соперника. «Москали» и украинцы, державно-имперская политика колонизации, военная диктатура, стратегии доноса и раболепство, казни, ненависть и жажда мести — все это пронизывает три исторических пласта, показанных в спектакле. Но вопреки режиссерской логике, историческая многомерность разрывает в клочья все попытки создать единое художественное пространство. Чрезмерная насыщенность партитуры усиливается избыточностью приемов, невообразимым количеством костюмов, массовок, видеопроекций.

Метатекст истории Опера Чайковского превращается в метатекст имперской русской истории, где постоянно идет война, человек уничтожает человека в угоду личным амбициозным планам, прикрываясь народными интересами или честью дочери. Лирическая линия развивается на фоне постоянных военных действий: то идет мобилизация, то часовые охраняют камеру пыток, то выставлены пушки на разноуровневых фортификационных укреплениях и звучат выстрелы. Протяженный оркестровый эпизод «Полтавский бой» решен в стилистике черно-белого кино. Мелькают кадры кинохроники с плачущими детьми и страдающими матерями, показаны могилы и мертвые тела, горящие дома и уничтоженные посевы пшеницы. Сверху спускаются бутафорские лошади, вращающиеся под военную музыку. Они воспринимаются как символы погубленных душ. На черном фоне высвечиваются пушкинские строки: «Горит восток зарею новой…», «И смерть, и ад со всех сторон». Ужасы войны хладнокровно наблюдает Мазепа, одиноко сидя на стуле в пустом пространстве сцены: собирательный образ человека, наделенного властью, неизбежно вступающего в сделку с совестью. Вслед за Чайковским, режиссер принципиально отказывается от разделения героев: у каждого — своя бездна. Родители Марии, прикрываясь защитой дочери, упиваются ненавистью и желанием мести, подробно живописуя кровавые сцены расправы над гетманом. Андрей готов жертвовать своей жизнью ради чужого амбициозного плана и доносит на Мазепу. Сам Мазепа без сомнений уничтожает любого, кто пытается пойти против его воли, пусть даже это отец его возлюбленной. Мария, которая в конце должна петь колыбельную Андрею, по замыслу режиссера, уже не способна к человеческим чувствам: она отрешенно поет в пустоту, а может, обращаясь к Богу. Музыка на первом плане Хотя музыкальный текст оперы написан скорее о любви и трагедии личности в жерновах истории, по силе и мощи характеров Мазепа, Мария, другие герои оперы Чайковского сродни героям больших опер Верди — короля Филиппа II, Дон Карлоса, Манрико, Отелло. Сценический же результат получился небесспорным: образы, характеры, вылепленные Чайковским, оказались в какой-то мере выше возможностей исполнителей. Не помогли и предложенные оригинальные постановочные решения: сотни костюмов, брутальные стены и стропила, кадры кинохроники, сцены белогвардейских расстрелов, дымящийся автобус то ли Майдана, то ли Донбасса… На этом фоне все же проявились определенные слабости спектакля, в котором исполнители так и не дотянули до масштабов партитуры. Можно констатировать, что в попытке Большого театра «укротить» масштабный замысел композитора именно композитор вышел победителем. Однако главная миссия спектакля выполнена. Зритель убеждается: опера Чайковского действительно хороша! «Мазепа» поражает мастерством, размахом, пурпурно-золотыми красками оркестровки и живостью музыкального языка. Композитор сумел передать сильнейшие внутренние энергетические токи, захватывающие современного слушателя. Несмотря на почти четырехчасовую протяженность и три акта с двумя антрактами, постановка удерживает внимание до самого конца.

Екатерина КЛЮЧНИКОВА

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях ВКонтакте Телеграм

Запись В Большом театре в девятый раз поставили «Мазепу» П.И. Чайковского впервые появилась Музыкальное обозрение.