"Великая я разве что по росту". Беседы разных лет с Эдитой Пьехой

Кажется, сама судьба предопределила творческую стезю польской девушки по фамилии Пьеха, сделав ее одной из самых популярных эстрадных певиц второй половины ХХ века. Впрочем, на учебу в Советский Союз она приехала с совершенно другими планами, поступив на философский факультет Ленинградского государственного университета.

"Великая я разве что по росту". Беседы разных лет с Эдитой Пьехой
© ТАСС

Москва. Вокзал. Министр

"Когда я запела, меня в Ленинграде стали называть девушкой, которая басит. А в университете я прославилась как студентка, которая "мотает" лекции. В конце концов в деканате сказали: либо петь, либо учиться. Я долго переживала, как быть, и мне подсказали, что мою проблему может решить только министр высшего образования. Тогда я поехала в Москву, трое суток ночевала на вокзале, но все-таки попала к нему на прием. Разобравшись в ситуации, министр впервые в истории ЛГУ разрешил студентке из Польши быть единственной заочницей философского факультета. Я дала слово не бросать учебу и на следующей встрече показала министру диплом, где было всего три четверки. И уж на этот раз я попала на прием быстрей, потому что мое имя стало известно".

Судьбу Эдиты Пьехи круто повернула встреча с композитором Александром Броневицким, руководителем эстрадного ансамбля "Дружба". Он уловил в девушке яркую индивидуальность и музыкальное дарование. Вскоре иностранная студентка, громко дебютировавшая песней "Красный автобус", стала солисткой "Дружбы" и женой художественного руководителя.

Такой вот был обман

"До сих пор я испытываю неуверенность в себе. Из-за этого никогда не участвовала в конкурсах, хотя и получила на одном из них золотую медаль. Но для этого Александру Броневицкому пришлось меня обмануть. В 1968 году вместе с ансамблем "Дружба" я была участницей Фестиваля молодежи и студентов в Софии. Утром меня будят: надо ехать на очень важный концерт. А меня просквозило, голос пропал. Дали мне перед выступлением крепкого чая с коньяком (говорят, так делала, когда была не в голосе, Клавдия Ивановна Шульженко). И голос мой вроде прорезался. Обстановка на том концерте была какая-то странная: народу мало, и никто артистам не хлопает. А когда после моего выступления раздались аплодисменты, оказалось, что меня приветствует жюри конкурса песен протеста. Я на нем победила".

Эдита Пьеха объехала с ансамблем "Дружба" всю страну. Ленинградской певице доверяли свои песни Ян Френкель, Александр Флярковский, Марк Фрадкин, Оскар Фельцман, Александра Пахмутова, Андрей Петров. И едва ли не каждая песня в ее исполнении становилась хитом еще до того, как это слово укрепилось у нас в этом значении.

Голос Пьехи стал одним из самых узнаваемых голосов Северной столицы. Мэр города Анатолий Собчак присвоил певице титул "Королева песни Санкт-Петербурга".

Овация — автомобильными гудками

"За мою артистическую жизнь какие мне только звания не присваивали! Я — и почетная крановщица Ижорского завода, и почетный рыбак Камчатки, и почетная сборщица КамАЗа, где мне устроили овацию автомобильными гудками. А еще я — почетный посетитель гостиницы "Прибалтийская". Могу там прическу сделать без очереди. Выхожу однажды от мастера. На мне шляпа, летящее пальто "от Зайцева". Стою в ожидании машины. И тут подходят ко мне девушки, одетые в другом стиле. Одна из них вызывающе говорит: "Те че тут надо? Наших клиентов отбивать пришла?" Другая девушка присмотрелась ко мне и как расхохочется: "Ну, Машка, ты и дура! Это же Пьеха! Она другим способом деньги зарабатывает". Так я чуть не попала в почетные проститутки Василеостровского района".

Почитательницы Эдиты Пьехи нередко приходили на ее концерты не только для того, чтобы послушать песни в ее исполнении, но и чтобы познакомиться с новинками моды. Все наряды сидели на певице безупречно, и за концерт она успевала поменять три платья. Однажды Эдита Станиславовна рассказала мне о маленьких секретах своего гардероба.

"Платья трудятся вместе со мной"

"Мои уважаемые платья тоже трудятся вместе со мной для удовольствия публики. И устают, как и я, им тоже нужен отдых. Открою маленький секрет: новые платья — это порой хорошо забытые старые. Иные из них служили мне десятки лет. Теперь у моих платьев есть свое место жительства. Правда, половина моего гардероба погибла из-за дурацкого трудового законодательства. Как государственная собственность, они подлежали инвентаризации и после какого-то срока уничтожались, а скорее всего разворовывались. Первый концертный костюм сделал для меня Слава Зайцев, когда я была "неодетой артисткой", а он — непризнанным модельером.

Слава придумал мне брючный костюм из голубого кримплена с распахивающимся жилетом типа фрака. Ну а потом я познакомилась с другими замечательными модельерами — Ириной Танцуриной, Татьяной Парферовой, Нонной Меликовой. Каждая из них видела меня по-своему".

Большинство этих концертных нарядов составили своеобразный гардероб артистки, который она обустроила у себя на даче — построила там для своих артистических нарядов специальный павильон.

Рыцарь из Магадана

"Мне нравится получать на концертах цветы. С ними связано много историй, в том числе и одна "опасная для жизни". В Московском театре "Эрмитаж" кто-то с яруса бросил букет георгинов и попал мне в голову — я едва устояла на ногах. А в Норильске самолет с цветами приземлился, когда я уже улетела. Узнав, что цветы заказаны для меня, я попросила раздать их по домам в память о концерте. Когда я выступала в Магадане, мне дарили игрушки, колечки, сувениры. Я удивилась: а где же цветы? И спросила: есть ли в зале рыцари? Тут поднимается на сцену пацаненок и говорит: "Эдита Пьеха, нету у нас цветов. Но мне мама дала деньги на мороженое. Вот, возьмите и купите себе цветы в Ленинграде". И он протянул мне свое богатство — старый, доперестроечный рубль".

Популярность Эдиты Пьехи была поистине всесоюзной. Выступала она и в горячих точках, о чем напоминает дорогая ей награда — медаль "Воин-интернационалист" за выступления в Афганистане перед солдатами в госпиталях в 1979–1988 годах. А еще наряду с российскими у певицы есть награды Франции, Польши, Кубы, Чехословакии.

"Первым подбежал ко мне Гагарин"

"Из удивительных историй моей жизни есть и космические. Как-то после концерта в московской гостинице "Юность" я нечаянно обыграла в бильярд Юрия Гагарина, хотя это была первая в моей жизни партия. В другой раз играли артисты с космонавтами в волейбол, и кто-то отдавил мне ногу. Да так, что я ступить не могла. Первым подбежал ко мне Гагарин. Он ловко взвалил меня на спину и дотащил до медпункта. Есть такая фотография: маленький Гагарин несет на спине большую Пьеху". (Когда Эдиту Станиславовну называют великой певицей, она отшучивается: "Великая я разве что по росту — 175 сантиметров".)

В декабре 1968 года Эдите Пьехе торжественно вручили советский паспорт. Я присутствовал на этом мероприятии и помню, как была взволнована певица, принимая "краснокожую паспортину" как знак признания заслуг перед второй своей родиной. А вот народной артисткой СССР она стала только спустя двадцать лет.

Письма шли со всей страны

"Когда исполнилось тридцать лет моей работы на эстраде, многие мои почитатели ожидали, что мне присвоят звание народной артистки СССР. Как вдруг я узнаю, что один партийный чиновник завернул мои документы, мотивируя тем, что я — иностранка и на такое звание претендовать не могу. Не плачь, Пьеха, не расстраивайся! — сказала я себе. Занялась аутотренингом. Одна из немногих, с кем я поделилась своими переживаниями, была моя поклонница Валя, врач из Житомира. Она такая боевая оказалась! На моем юбилейном концерте вышла на сцену со своими стихами. Смысл их был такой: именем советского народа мы вам присваиваем звание народной артистки нашей большой страны. Зал долго аплодировал стоя. А я еле сдерживала слезы. Осенью 1988 года выступали мы в Венгрии. Гастроли закончились. Собираю вещи, вдруг вбегают мои музыканты с канистрой вина и объявляют: только что по радио объявили, что Пьеха — народная артистка СССР! Я села без сил, дала волю слезам. Когда возвратились домой, на Витебском вокзале меня встречали с транспарантами: "Пьеха, поздравляем! Мы победили!" Пригласили меня в обком партии. Там был уже другой чиновник. Он спросил: "Вы сами все это организовали?" — "Что именно?" — "Эти вот мешки писем со всей страны с требованием присвоить вам звание народной артистки СССР". Я стою в изумлении: "Вы думаете, я на это способна?" — "Нет, не думаю. Поэтому мы на бюро обкома приняли решение вам это звание присвоить". Ну а потом не стало Советского Союза. Меня спрашивают: "Вы народная артистка России?" — "Нет, говорю, я народная СССР. Пусть такой страны больше нет, но мое звание никто отменить не сможет".

Она считает, что родилась дважды: первый раз — в шахтерском городке Нуайель-су-Ланс на севере Франции, а второй — в Ленинграде, где стала певицей. Когда сегодня звучат по радио песни в исполнении Эдиты Пьехи, ее узнаваемый, проникновенный голос напоминает о временах, когда слово "дружба" воспринималось во всем обществе как точное определение характера человеческих отношений.

Об Эдите Пьехе

Эдита Пьеха — советская и российская эстрадная певица, актриса. Карьеру эстрадной исполнительницы начала в 1955 году. Студенткой отделения психологии философского факультета Ленинградского университета получила приглашение от Александра Броневицкого выступить с ансамблем студентов консерватории.

До 1976 года выступала вместе с коллективом, которому дала название "Дружба", а затем основала собственный ансамбль. По подсчетам поклонников, в ее репертуаре около 400 песен, в том числе "Город детства", "Белый свет", "Надежда", "Как молоды мы были", "Так уж бывает", "Наш сосед", "Манжерок", "Семейный альбом", "Песня остается с человеком".

Эстрадными певцами стали дочь Эдиты Станиславовны Илона Броневицкая и внук Стас Пьеха. Певица выступала в десятках стран, в том числе в Польше, США, Чехословакии, Финляндии, ФРГ, ГДР, Венгрии, Австрии, на Кубе, в Гондурасе, Боливии, Перу, Монголии. Пела на сцене парижской "Олимпии"' по личному приглашению импресарио и композитора Брюно Кокатрикса.

Среди наград Пьехи — орден "За заслуги перед Отечеством" трех степеней, звание "Почетный гражданин России" (1996), Национальная российская музыкальная премия "Овация" в номинации "Живая Легенда" (1997). В ее честь открыта именная звезда "Эдита Пьеха" на Площади звезд у Государственного концертного зала "Россия" в Москве (1998).

ТАСС не поддерживает употребление алкоголя.