Аскольд Запашный провёл в Нижнем Новгороде творческую встречу с уличными артистами
Народный артист РФ, всемирно известный деятель циркового искусства и продолжатель старинной династии Аскольд Запашный встретился с участниками Российской жонглерской конвенции (РЖК), проходящей в эти дни в Нижнем Новгороде. Вместе с организатором мероприятия, руководителем нижегородской школы жонглирования «Джагл» Романом Запеваловым, он обсудил с местными коллективами и гостями города перспективы развития как классического цирка, так и уличного искусства. По словам нижегородского организатора конвенции Романа Запевалова, участие на региональном мероприятии артиста с мировым именем, это своеобразный «мост» между двумя творческими мирами – профессиональным и любительским, академическим и уличным. «Нашей главной целью было привлечь внимание как к этому событию, так и к самому сообществу. Каждый город, который принимает у себя РЖК, организовывает это мероприятие с разными задачами, разным потенциалом и разными ресурсами. Я ставил своей целью популяризацию жонглирования, а также сделать городу подарок на прошедшее 800-летие, ведь в прошлом году из-за ковидных ограничений провести такое мероприятие еще было нельзя. Конечно же, каждая конвенция подразумевает хедлайнера. Специалиста, профессионала, на которого равняются, которым вдохновляются. Сегодня для нас это Аскольд Вальтерович», – заявил нижегородец. В свою очередь Аскольд Запашный рассказал о своих впечатлениях от всего фестиваля и прошедшего накануне гала-шоу на сцене нижегородского клуба Milo. «Понятно, что здесь собрались любители, и это хорошо. И моя оценка, как профессионала – всё прошло на уровне. Для меня всегда важно понимать задачи, которые стоят перед сообществом и перед каждым его участником, в частности. Артист должен быть амбициозен, без этого никуда. Однако вместе с тем он должен иметь критерии оценки своих умений. Я видел ребят с наполеоновскими планами, которые, увы, не были подкреплены ничем – некоторые находятся на уровне школьной самодеятельности, но при этом они уже считают, что постигли всё. Этой ошибки быть не должно, нужно оценивать себя максимально здраво и стремиться к большему. Здесь собрались активные творческие люди из разных городов, в которых видны как амбиции, так и живой интерес, готовность развиваться», – утверждает артист. Общение между звездным гостем и участниками фестиваля проходило в формате открытого диалога: каждый из присутствующих мог взять микрофон и задать вопрос как артисту, так и организатору мероприятия. Так, один из участников поднял вопрос о том, что в последние годы внимание к цирковому искусству со стороны общественности ослабевает, а зачастую образ классического цирка оказывается дискредитирован в глазах людей из-за засилья нелицензированных шапито в провинции, жестокого обращения с животными во время дрессуры и других нелицеприятных моментов. «На самом деле, в дрессуре мало что изменилось за десятилетия. В этой сфере всегда были и идиоты, и таланты, и прекрасные фанаты своего дела. Это было всегда. Здесь есть вопрос фильтрации, и вопрос отношения. Например, в интернет всегда выкидываются только плохие ролики, которые популяризируются очень быстро, ведь посмотреть, как кто-то бьет обезьянку всегда интереснее, чем как кто-то ее гладит. Мы, люди, так устроены. И когда такие ролики постоянно выкладываются в интернет, всем начинает казаться, что дрессировщики все мерзавцы, люди начинают требовать запретить. Но поверьте, что дискредитировать можно любого человека, по любому признаку и поводу. Как это победить? Только качеством. Нельзя всё повально запрещать, и не нужно. Нужно просто быть лучше, и делать свою работу лучше. Постоянно. Но качество – это такая вещь, что для его достижения нужно начинать с самых низов. И как только качество станет общим, нормой, тогда зрители сами начнут отсеивать неподобающих исполнителей и те же самые шапито. На них просто перестанут ходить. Но если большинство людей привыкло к такому низкому уровню, то они смотрят и все эти вещи существуют», – уверен всемирно известный дрессировщик. Говоря о снижении уровня мастерства артистов в современном цирке, Запашный отметил, что эта проблема действительно существует. Однако, по его мнению, во многом это зависит из-за современных реалий, и происходит не только в России, но и во всем мире. «Если вы думаете, что проблема образа цирка есть только у нас, то вы заблуждаетесь. Я был на международных фестивалях – там такая деградация, просто поразительная. На международные конкурсы приходят люди с уровнем обычной региональной самодеятельности, и всех все устраивает. Развал идет естественным образом, и в основном потому, что формат современного мира подразумевает упрощение во всем. Создание потребительского рынка сейчас работает так, что все не должны думать, мечтать, стремиться, а только лишь рефлексировать. Транслировать заранее заготовленные речи, использовать специальные формулировки, знания. Делай вот так и так, больше ничего не говори, скажешь лишнее – мы тебя выкинем из сообщества. Это все не идет на пользу. Если раньше, грубо говоря, люди приезжали на фестивали и были готовы умереть ради достижения золотой медали, то сейчас действует формат «а давайте всем раздадим золотые медали», – говорит Аскольд Запашный. Во время обсуждения организатор конвенции Роман Запевалов, как представитель современных уличных течений, также предположил, что снижение интереса к классическому цирку может происходить из-за того, что «старая школа» не успевает за современными тенденциями. «Мне кажется, есть несколько причин, и одна из них – массовая культура. Мы часто видим негативный образ цирка, например, в кино, в роликах, и на многих это накладывает отпечаток, они думают, что в цирке плохо. Во-вторых, я считаю, что время все-таки меняет форму для любых вещей и явлений. Когда-то мы ездили на телеге, запряженной лошадьми, а теперь рассекаем на машинах. В принципе, и тут и там четыре колеса, но машина технологичнее, она превосходит телегу по всем параметрам. Похожая вещь и с цирком. Например, в 2016 году я был в нашем нижегородском цирке и видел, что они там ставят номер 30-летней давности. По моему мнению, это творческий кризис, кризис переломного момента, который классическим цирком пока так и не был пройден», – заявил нижегородский жонглер.Отвечая на этот и другие вопросы относительно циркового искусства и современности, Аскольд Запашный рассказал о своем личном и общемировом опыте презентации цирка в массмедиа. По его словам, процесс взаимодействия между этими сферами идет, однако на сегодняшний день он еще не налажен до совершенства в мировой практике. «Творчество отличается от технических профессий тем, что оно призвано удивлять. Удивляет оно креативностью – умением находить необычный, новый подход. А еще – всегда оставаться актуальным. Например, если цирк хочет быть актуальным, ну как мы не можем быть в социальных сетях? И все пытаются: и Росгосцирк, и «Цирк дю Солей», и мы. Но я вам честно скажу, пока не получается. Серьезно, я считаю, что ни у одной крупной компании, я имею ввиду цирковые, не получается сейчас развивать себя в медиапространстве. Про «Дю Солей», например снимал фильм сам Джеймс Кэмерон, и то не зашло, не отложилось в массах. Здесь возникает парадокс: ролик, где кто-то делает трюк, может набрать миллионы просмотров. Но какая задача-то? Лайков набрать? Это обманка: лайков много, а продажи не растут, не идут люди в цирк из-за этого чаще. Показывают мне мальчика, у которого миллионные просмотры, но я задаюсь вопросом: а сможет этот мальчик десятки лет давать выступления так, чтобы залы собирать? Это вопрос. В цирке ведь задача не в том, чтобы тебя увидели на какой-то площадке в интернете, а в том, чтобы люди пришли физически и посмотрели именно вашу программу. Это разные задачи и разная целевая аудитория. И в этом плане уличное жонглирование, кстати, понять легче, чем профессиональное. Когда ты видишь на сцене профессионала, исполняющего номер, ты думаешь, что этот уровень недостижим. А когда ты видишь на улице или в соцсетях человека в джинсах и майке, делающего какой-то трюк, ты думаешь: «А может я тоже так могу?». Поэтому контент в соцсетях в большей степени самодеятельный, и для стоящих перед ним задач это тоже работает», – говорит Запашный. Во время конференции участники также обсудили аспекты профессионального становления молодых жонглеров и вопросы развития уличных сообществ на уровне регионов страны. По мнению артиста, если в России будет появляться больше инициативных групп, продвигающих это занятие как доступное всем массовое хобби, оно достаточно быстро сможет стать популярным явлением и даже развиться в официальном направлении в будущем. 30 июля, в субботу, РЖК завершится уникальным событием: 300 спортсменов официально поставят рекорд страны по синхронному жонглированию на площади Народного единства, поздравив город с прошедшим юбилеем, после чего покажут зажигательное финальное шоу в парке 800-летия Нижнего Новгорода. Ознакомиться с расписанием всех мероприятий можно на сайте «Российской жонглерской конвенции – 2022». Последний раз Нижний Новгород принимал РЖК в 2016 году: тогда событие сопровождалось яркими уличными парадами и выступлениями на Рождественской и Большой Покровской, за которыми наблюдали тысячи нижегородцев и гостей города. В этом году мастера уличного искусства подготовили еще более яркую программу как для зрителей, так и для участников