Такой разный Винсент: жизнь знаменитого художника сквозь призму кинокамеры
“Жажда жизни” (1956, реж. Винсент Минелли). Американский режиссёр Винсент Минелли прежде всего известен широкой публике своими пышными киномюзиклами, ставшими классикой жанра: “Встреть меня в Сент-Луисе”, “Американец в Париже”, “Театральный фургон” и “Жижи”, за который Минелли удостоился премии “Оскар” за лучшую режиссуру. Но, большинство его картин, в том числе и мюзиклы, были в первую очередь драмами, и “Жажда жизни”, биографическая драма по мотивам одноимённой книги Ирвинга Стоуна, одна из лучших его картин и сверкающая жемчужина в послужном списке. Фото: IMDB Кирк Дуглас в фильме “Жажда жизни” Продюсеру Джону Хаусману и студии Metro-Goldwyn-Mayer понадобилось почти десятилетие, чтобы адаптировать чрезвычайно популярную беллетризованную биографию Ван Гога, бывшую одновременно эссе о его трагической жизни и данью своенравному гению художника. В прямом и переносном смысле огромную роль здесь сыграл легендарный голливудский актёр Кирк Дуглас. В 1954 году Дуглас получил права на экранизацию биографии Ван Гога и намеревался исполнить роль художника и продюсировать картину с помощью собственной кинокомпании. В итоге, актёр договорился с Metro-Goldwyn-Mayer, владевшей правами на экранизацию книги и под чутким руководством Минелли, претворил в жизнь одну из лучших своих ролей. Дуглас полностью растворился в роли, и его великолепная игра показывает художника, его боль, талант, невзгоды, радость, вдохновение, болезнь. Пламенная и страстная игра Дугласа заставляет поверить, что перед нами не менее пламенный, страстный и крайне чувствительный Ван Гог. Фильм показывает художника как человека, который мог выразить себя только через свои картины, а в остальном оставался измученной душой. Даже его друзья и семья не могли обеспечить ему утешение. Съёмочная группа также трепетно отнеслась к созданию соответствующей картинки: Миннелли используют всю доступную кинематографическую палитру, чтобы воспроизвести видение художника на плёнке и передать мягкие тона мастерства Ван Гога. “Ван Гог. С любовью, Винсент” (2017, реж. Дорота Кобела и Хью Уэлшман). “Ван Гог. С любовью, Винсент” – один из самых безумных и блестящих анимационных художественных фильмов последнего десятилетия. В течение семи лет режиссёры Дорота Кобела и Хью Уэлшман воссоздавали картины Ван Гога с актёрами на фоне зелёного экрана, а потом наняли 125 художников чтобы перекрасить более 62 тысяч кадров в стиле работ голландского живописца. В итоге, картина напоминает фильмы режиссёра Ричарда Линклейтера, известного использованием техники ротоскопирования в фильмах “Пробуждение жизни” и “Помутнение”, но выглядит так, словно нарисован самим Винсентом Ван Гогом, и, по сути, перед нами экранизация картин художника. Фото: IMDB Роберт Гулачик в фильме “Ван Гог. С любовью, Винсент” Действие сюжета происходит через год после очевидного самоубийства художника: почтмейстер посылает своего сына Армана доставить одно из писем Ван Гога его брату Тео, но тот обнаруживает, что Тео тоже скончался. По стечению обстоятельств Арман берёт на себя расследование тайны смерти Винсента: был ли художник доведён до самоубийства или может и вовсе был убит? Насколько он был несчастен и почему? Какие тайны таил? Каких врагов нажил? Эта детективная история, согласно отзывам критиков, является самым слабым элементом фильма, но, ценность фильма, конечно, не в сюжете, а в триумфе кропотливого технического мастерства и потрясающих визуальных эффектов, от которых тяжело оторвать взгляд. “Ван Гог. На пороге вечности” (2018, реж. Джулиан Шнабель) В центре внимания “Ван Гог. На пороге вечности” – последние годы жизни художника. Яркая, чувственная, смелая картина раскрывает как мучения и переживания художника с одной стороны мешали его работе, а с другой стороны – подпитывали её. Уиллем Дефо удостоился чести перевоплотиться в художника, и хотя едва ли кто-то осмелится преуменьшить талант блестящего актёра за любую из его работ в последние три десятилетия, в “Ван Гог. На пороге вечности” он сыграл возможно свою лучшую роль со времён “Последнего искушения Христа” Мартина Скорсезе. Ван Гог в исполнении Дефо предстаёт одновременно хрупким и решимым, его одухотворенное, но напряженное лицо трепещет от изумления и эмоций, в его ярких глазах уживаются потерянность и надежда. В то время как Дефо очаровывает сам по себе, его игра подчёркивается особым подходом к съёмке: камера постоянно переключается между суетливыми крупными планами, снятыми с рук, и поразительными пейзажами, словно отражая переживания и видение художника. За исключением ряда диалогов, фильм не идёт по дороге приевшихся тропов, характерных для биографических фильмов, вместо этого он кажется реальным, живым, и изображает Ван Гога во всей палитре цветов и эмоций. Практически также, как это делал когда-то и сам художник на холсте. “Винсент и Доктор” (2010, реж. Джонни Кэмпбелл) – 10-я серии 5 сезона телесериала “Доктор Кто”. Культовый британский научно-фантастический телесериал “Доктор Кто” повествует о инопланетном путешественнике во времени, известном как Доктор, который уже на протяжении 39 сезонов – оригинальный сериал шёл с 1963 по 1989 год, а потом был успешно возобновлён в 2005 году – путешествует во времени и пространстве со своими земными спутниками: иногда для удовольствия, но чаще чтобы помогать людям, сообществам и целым цивилизациям в самое разное время и в самых разных местах. В 10-й серии 5 сезона возобновлённого сериала, Доктор и его спутница Эми во время посещения выставки Ван Гога в Париже замечают на картине “Церковь в Овере” странную деталь, которой там не должно быть: зловещую фигуру инопланетянина, – и незамедлительно отправляются в 1880 год, чтобы найти художника и расспросить о пришельце на полотне. Фото: IMDB Тони Карран в телесериале “Доктор Кто” Научно-фантастическая составляющая сериала в итоге отходит на второй план: да, оказывается, что город в котором жил Ван Гог действительно терроризирует инопланетный зверь, а художник – единственный кто может видеть его. Втроём они выслеживают и обезвреживают пришельца. Этот эпизод “Доктора Кто” заслуживает внимания прежде всего из-за трепетного отношения создателей сериала к личности художника. Сценарист Ричард Кёртис всегда был большим поклонником творчества живописца и проявлял интерес к его трагической судьбе, поэтому эта серия вышла из под его пера любовным письмом Ван Гогу. “Винсент и Доктор” затрагивает проблемы психического здоровья, их стигматизацию и долгосрочные последствия, которые они могут причинить, если не оказывать помощь больному человеку. Само собой, Ван Гог, блестяще сыгранный актёром Тони Карраном, здесь в центре внимания, и всего за 45 минут создателям сериала удаётся создать довольно сложный портрет художника: он гордый человек, чрезмерно упрямый, ударившийся в выпивку, чтобы заглушить свою боль. Его легко обидеть, и он не потерпит, чтобы с ним были снисходительными или пытались навязать ему милосердие. Он психически болен в тот период истории, когда люди вокруг него не понимают всю глубину его проблем, и считают за сумасшедшего, превратив его в социального изгоя. Он одинок, не имеет друзей, постоянно делает самоуничижительные замечания о себе и своём творчестве. Доктор и его спутница оказываются первыми людьми за много лет, которые проявляют к нему доброту и действительно пытаются понять его, не проявляя снисходительности. Сперва он относится к ним с подозрением, но в итоге раскрывается новым друзьям и эпизод заканчивается крайне нетипичным для произведений о художнике образом: моментом абсолютного счастья Ван Гога. Фото: ВВС Тони Карран в телесериале “Доктор Кто” Доктор и его спутница отправляются вместе с Винсентом в наше время, чтобы показать его наследие. Они прибывают в ту же самую галерею из начала эпизода, и Доктор в присутствии Ван Гога интересуется у экскурсовода о место художника в истории живописи: “Для меня Ван Гог величайший из всех живописцев, и явно самый популярный художник всех времён, и самый любимый. Его передача цвета просто невероятна. Он превратил боль своей тяжёлой жизни в исступлённую красоту. Ведь боль изобразить просто, но использовать свою страсть и боль, чтобы изобразить восторг, радость, величие нашего мира, такое было не под силу никому до него. Возможно, никто это больше не повторит. По-моему, этот странный дикарь, живший на просторах Прованса, был не только величайшим художником мира, но и одним из величайших людей в истории”. Стена, воздвигнутая вокруг сердца Винсента рушится, и со слезами радости на глазах он расцеловывает экскурсовода. Окончательная судьба Ван Гога в вымышленной вселенной сериала тем не менее останется неизменной: даже несколько счастливых дней и осознание своей ценности оказались не в состоянии перечеркнуть жизнь полную боли и страданий.