Калининградская органистка: Если бы Бах знал саксофон в своё время, он бы написал произведения для этого инструмента
В Калининградской филармонии завершился «Бахослужение». Впечатлениями о событии с «Клопс» поделилась органистка Хироко Иноуэ, участвующая в фестивале с 2007 года.
— Очень приятно увидеть постоянных и новых слушателей, и участников, и коллег, готовых посвятить программы великому Баху и поделиться своим мастерством, — говорит Хироко.
— Некоторые музыкальные историки называют Баха рок-музыкантом своего времени? Согласны ли вы с этим утверждением и почему?
— Вы имеете в виду, был ли он новатором в традиционной музыкальной истории? Бесспорно, да. Можно сказать: музыка до Баха и после Баха. Он выходил за рамки по всем пунктам, хотя жанр и форма были традиционными. Его поздние произведения, например, прелюдии и фуги, Пассакалия, Органная месса показывают его гениальность и новаторство космического масштаба.
— Вы уже более 10 лет работаете в Калининграде, пережили с регионом эпидемию коронавируса и санкции. Город стал родным?
— Я с 2006 года работаю органисткой в областной филармонии, связала свою жизнь с Калининградом после участия в международном конкурсе органистов имени Таривердиева. В 2009 году здесь у меня родился сын. Всей семьёй очень любим Калининград и вообще Россию.
Очень горжусь, тем что первый концерт после пандемии состоялся тут, как раз на фестивале «Бахослужение». Эпидемия и сложившаяся ситуация теперешняя, безусловно, усложняют жизнь каждого. Но в то же время это показывает суть каждого человека и лишь укрепляет наше желание к реализации собственных мечтаний и миссии. Музыка соединяет людей, в отличие от политики, могу точно сказать. Россия — это одна из немногих стран сейчас, где вопреки всему происходят такие культурные мероприятия, о которых другие государства могут только мечтать.
— В этом году произведения Баха исполняли в том числе на саксофоне. Не считаете ли вы такой музыкальный эксперимент слишком смелым?
— Я 13 лет играю с великолепной саксофонисткой Вероникой Кожухаровой из Москвы, которая неоднократно радовала калининградскую публику своим мастерством. И смело могу сказать, что если бы Бах знал саксофон в своё время, он бы написал произведения для этого инструмента.
Как относиться к тому, что Баха играют, например, на фортепиано, которого не существовало при жизни композитора? Это же прекрасно, что музыка Баха звучит на современных инструментах. Хотя многое можно понять и ощутить, только слушая инструменты исторические, для которых он сочинял.
— Какие эмоции и чувства вызывает Бах у большинства слушателей?
— Лично для меня музыка Баха была всегда на первом месте для изучения и исполнения. В конце концов, это она меня привела окончательно к органу. Через музыку Баха ты же можешь разговаривать с Вселенной, с Богом. Она охватывает и пробуждает все струны души человека.
— Что отличает фестиваль 2022 от мероприятий прошлых лет?
— Очень приятно, что в этот раз пригласили Жан-Пьера Стайверса, музыканта-органиста из Нидерландов. Жан-Пьер очень глубоко связан с Калининградом, и было приятно играть с ним вместе. Фестиваль делают люди: организаторы и его участники. Каждый год мероприятие проходит по-разному. В этот раз были новые имена, и также очень приятно было видеть постоянных столичных гостей фестиваля: великолепного скрипача Павла Милюкова и прекрасного органиста Константина Волостнова.
— Какие произведения Баха ваши любимые? А что больше нравится слушателям?
— Не могу ограничиться каким-то одним. Например, 28 июля в Нидерландах в день памяти Баха мы с Жан-Пьером Стайверсом играли четырнадцатую фугу из «Искусства фуги» и продолжили наше собственное «Бахослужение». Четырнадцатая фуга — произведение, которое Бах так и не завершил в своей жизни. Это мистическое и неразгаданное самим Бахом творение стоит на вершине всей его жизни.
Какие композиции слушателем нравятся, мне сложно сказать. Стараюсь при составлении программы не забыть о том, что есть те, кто впервые пришёл на органный концерт.