Рецензия на фильм "Не в порядке" с Зои Дойч
Дэнни Сандерс (Зои Дойч из "Академии вампиров") работает фоторедактором сайта Depravity, в котором угадывается что-то вроде издания Vice, но мечтает писать вирусные колонки и быть инфлюенсершей. С этим не складывается, и Дэнни решает сфальсифицировать поездку в Париж — якобы на ретрит для подающих надежды авторов. Магия фотошопа действительно приносит девушке много подписчиков, среди которых оказывается и симпатичный ей блогер Колин (Дилан О'Брайен из "Бегущего в лабиринте"). Однако афера Дэнни приводит к неожиданным последствиям, когда террористы взрывают в Париже несколько бомб, после чего девушка становится известна на всю страну и заводит дружбу с 17-летней активисткой Роуэн (начинающая артистка Миа Айзек), пережившей стрельбу в школе. "В этом фильме есть вспышки света, темы травмы и неприятная протагонистка", — сообщает "Не в порядке" в стартовом дисклеймере, как бы сходу пытаясь втиснуться в один ряд с сериалом "Дрянь", который прославил примерно тот же набор параметров (за исключением, может быть, вспышек). Но сценаристке и режиссерке ленты Куинн Шепард, конечно, сложновато тягаться в мастерстве с Фиби Уоллер-Бридж, поэтому здесь картина метит не совсем в свою лигу. Хотя такая завистливая манифестация ей даже к лицу: в конце концов, это кино как раз о том, что бывает, когда живешь в полной уверенности, будто у всех вокруг трава зеленее, и ничем не гнушаешься ради цветового превосходства своего газона. "Не в порядке" в некоторых случаях очень не хватает то ли смелости, то ли сообразительности выйти за рамки жанровых клише - скажем, вся псевдоромантическая линия с героем Дилана О'Брайена кажется нудноватым и насквозь предсказуемым костылем. Но в остальном фильм вполне справляется с ношей сатирической комедии, ощетинившейся на культуру инфлюенстерства (кто ты без подписчиков и лайков?) и извращенность мышления белого гетеросексуального цисгендерного большинства, которое порой умудряется видеть в угнетенности и травмированности лакомую привилегированность. Дэнни грустит, что "пропустила 11 сентября", в связи с чем не чувствует себя причастной к "системообразующей" для поколения катастрофе, а еще завидует ЛГБТК±персонам, потому что у них "есть свой парад и коммьюнити". Так что да, дисклеймер не врет: в фильме "Не в порядке" действительно крайне неприятная протагонистка (за Зои Дойч закрепляется своеобразное амплуа: в "Политике" Райана Мерфи она совсем недавно изображала якобы онкобольную девушку). Однако здесь в принципе крайне мало симпатичных людей — за исключением, может быть, активистки Роуэн, с чьим зашкаливающим гневом в адрес оружейных лоббистов нельзя не согласиться, будучи в здравом уме, и еще пары персонажей третьего плана. Дэнни обманывает свою семью — но что это за семья, где родительскую нежность распаляет лишь уверенность в том, что твой ребенок был в шаге от смерти. Дэнни обманывает коллег — но что это за коллектив, где трафиковый потенциал ставится превыше всего и во вчерашней жертве теракта видят в первую очередь "самый популярный материал за два с половиной года", а для преступлений на почве зависти — при всей видимой либеральности рабочего процесса — сформирована самая плодородная среда. Проблема героини Дойч — и вместе с ней внушительной части общества — состоит даже не в неискренности, а во всепоглощающем эгоизме. Вместо потенциала для социальных перемен Дэнни видит в движениях вроде MeToo и Black Lives Matter потенциал для персональной выгоды - то есть, воплощает правую байку о том, что все эти люди просто жаждут внимания. Поэтому в надежде стать новой Роуз Макгоуэн беззастенчиво ворует у лучшей подруги хэштег #яневпорядке (#IAmNotOkay). Роуэн тоже считает свою персональную боль "главным активом" — но именно в том смысле, что лишь пережитый кем-то ужас, как ни прискорбно, способен спровоцировать масштабные изменения. Как раз попытки разносторонне трактовать слово "эгоизм", в результате которых "Не в порядке" приходит к неочевидному, но крайне остроумному финалу, отличают фильм от средней руки комедии, предельно осторожно показывающей зубы. Это кино сложно назвать отличным или выдающимся — но оно вполне себе окей. К счастью, здешнее название позволяет использовать в рецензии такие вот понятия.