Книги изданы по заказу комитета по культуре Курской области общим количеством восемьсот страниц и тиражом 400 экземпляров. В ближайшее время они займут место на полках не только районных, но и школьных библиотек области. Это – не просто признание высокого уровня писателя, но и оценка полезности его творчества для людей, для общества. Одной из первых с двухтомником познакомилась ветеран курской журналистики Валентина Кулагина. Своими впечатлениями она поделилась с читателями «Курской правды». Публикуем её эссе. От газетных публикаций к романам Известность Александру Дмитриевичу Балашову принесли книги. Это заметил классик земли русской и курской Евгений Носов. Первая из них увидела свет в 1989 году, уже после сорокалетия автора. Вроде бы поздновато для писателя. Но: проза зрела в его душе, ища выход в журналистском труде, прорываясь в жанровом многообразии и многотемье газетных публикаций. Бесконечные встречи на репортёрской стезе одарили языковым богатством, кладезью фактов, ситуаций, перипетиями житейских судеб. Плюс обострённая память детства, мудрые взрослые, бывшие рядом… Каждый материал Балашова-репортёра, очеркиста, публициста был наполнен исторической правдой – прошлого и настоящего, что являлось и является отличительной чертой классической русской журналистики. И практически все несли в себе «налёт» писательского таланта, ибо, как считали когда-то американские коллеги, «в Советском Союзе нет журналистов, там все – писатели». И вот – после десятилетий каждодневного труда, многочисленных публикаций сборников прозы (а один – пьес) – новый подарок читателям: двухтомник «Избранное», вобравший два романа, две повести и семь рассказов. Подержав в руках увесистые книжки, оформленные строго, сдержанно, изящно, даже изысканно (Курск, КРОО «Союз курских литераторов», 2022 г.), подумала: избранное – это лучшее с точки зрения критики и самого автора и, как правило, уже известное книгочеям. Будет ли интересно?.. Открыла наугад, и уже не могла оторваться, сдерживая себя, чтобы, как в детстве, не заглянуть в конец повествования, так интересны оказались и судьбы героев, и события минувших лет. Кто-то сказал, что даже читанные ранее книги почти всегда дарят какие-либо открытия. Конечно, мне знакомы уже и «Ржаной ветер», и «Рябиновые бусы», и рассказы, представленные здесь. Но факт и то, что, собранные воедино, они аккумулируют ведущий лейтмотив творчества и жизни Александра Балашова – Правда жизни превыше всего. – Ностальгирую по-настоящему! По правде жизни. По настоящей жизни, без вранья и хитрой полуправды, – постулат не только героя романа «Пёс», но и самого писателя. Это честное, открытое противостояние захлестнувшему нашу жизнь иллюзорному миру, зыбкому, выдуманному – виртуальному, где «и жизнь, и любовь, и даже ненависть – и та какая-то работающая на пиар». И это предостережение: если есть Всемирная паутина, значит, где-то притаился и паук. Хитрое, опасное, безжалостное создание, умело расставляющее свои цепкие и липкие сети. В произведениях Балашова всё прозрачно и зримо настолько, что невольно ощущаешь себя соучастником всех представленных событий, собеседником героев, с которыми можно и погрустить, и посмеяться, и вместе преодолеть выпавшие горести, потери и боли, как с очень близкими людьми. Правда жизни превыше всего В его прозе, словно сами собой, переплетаются остросюжетные перипетии с романтическими нотками, публицистические размышления с откровениями сердца, возвышенное с обыденным, прошлое с настоящим и, конечно, с надеждами на «светлое завтра». Но кажущаяся «лёгкость» письма – плод неустанной и трудной работы над каждой строкой, образом, мыслью. Не случайно вложены в уста одного из героев (повесть «Ржаной ветер») слова о первой строке, должной задать верный тон всему дальнейшему повествованию. Умением «взять быка за рога» Балашов владеет виртуозно. «Весть о том, что итальянцы уже в городе, облетела институт с быстротой стихийного бедствия». (Рассказ «Итальянцы в городе, или Страдания молодого Ветрова»). «После войны жизнь в Краснослободске наладилась быстро. У русских есть одна замечательная пословица, которая могла родиться только в многострадальной России, история которой есть история больших и малых войн. Русские о беде сложили немало грустных песен и присловий. Но мне больше по душе эта, оптимистическая: беды жучат, но беды и учат». (Роман «Пёс»). «Наш старый двор такой тихий, что бессонными ночами, когда боль гонит сон прочь, мне становится как-то не по себе…». (Рассказ «Отставной козы барабанщик»). «Память хранит тот далёкий день из моего детства…». (Повесть «Ржаной ветер»). «Толик Смирнов, по-деревенскому, Трында, родился в селе со странным названием Нижний Раёк». (Рассказ «Трында»). «Бывший студент медуниверситета Павел Дизелёв, отчисленный с платного отделения вуза за финансовую несостоятельность его престарелых родителей…». (Рассказ «Благие намерения»). «Это ведь неправда, что у человека, загнанного в угол, нет выбора. Выбор есть всегда. И он зависит только от нас. И ни от кого больше. Этот свободный выбор и есть сама Свобода, которую я так долго искал» (повесть «Ржаной ветер»). «Начать с корней, с детства, из которого мы все родом», – неоднократно повторяемый приём, отличительная особенность повествования автора. И оттого, что настойчиво педалируется в нём постоянная вражда добра со злом, противоборство лжи и правды – через живые, естественные во всех своих проявлениях образы героев, проза становится пронзительно щемящей. Как после «залпового» прочтения рассказов и повестей Чехова, здесь тоже душа тревожится и сердце болит. Наверное, от того, что всё, что волновало и до сих пор волнует писателя, очень созвучно времени, в котором жили мы, старшее поколение, и главные ценности которого неустанно стараемся донести до своих детей и внуков. Не всегда герои Балашова кристально чисты перед собой, обществом, жизнью, случается оступиться, ошибиться, пробиваться сквозь сомнения и неверие. Но главное, чем притягательны они, – верность тому, что должно быть заложено в человеке: не сгибаться под ударами судьбы, не поддаваться страху («одного он делает героем, а другого трусом, а трусость – мать жестокости»), не поклоняться ложному кумиру, не унизить себя обманом («правда всё равно выйдет наружу»), твёрдо «верить в своё право на жизнь, свободу и счастье». И – как завершается рассказ «Время Ч посёлка Чумилово» – «А кому ж ещё и служить-то?.. Ей, матушке, ей… России нашенской!..». Это очень русская, качественная проза, весьма нужная нашим подросткам. Ну, а взрослые, особенно поколение «за 50», и посмеются, и всплакнут над страницами двухтомника. Это ли не лучшая аттестация книгам нашего современника! Валентина КУЛАГИНА, член Союза журналистов России Досье «КП» Александр Балашов – писатель, публицист, журналист и драматург. Автор более 17 книг. Родился в 1948 году в Смоленске в семье военнослужащих. Окончил филологический факультет и отделение журналистики Тверского госуниверситета. С 1974 года живёт и работает в Курской области, сначала в Железногорске, а с 1988 года по сей день в городе Курчатове. Был главным редактором ряда газет, избирался депутатом городской Думы. Долгое время печатался в журнале «Подъём» и в «Сельской жизни».

Очень русская проза
© Курская правда