ILMU: «Электронные звуки передают музыку самой земли»
Коллектив ILMU из Республики Карелия исполняет музыку в стилях folk trip-hop и world music. Татьяна и Алексей Ткаченко, Виталий Целобёнок освоили немало традиционных и современных музыкальных инструментов. В песнях группы звуки кантеле, йоухикко, мянкере, скрипка, вистл, калюка, галисийская волынка, бубен, пила смешиваются с гитарной музыкой и электронной основой (синтезаторы, семплеры, секвенсеры). Источником вдохновения стала природа Карелии, величественная и мистически завораживающая красота северного края. А название коллектива в переводе с карельского означает «воздух», «погода».
- Как появилась идея создания вашего коллектива, в чем его особенность?
Татьяна Ткаченко: Это было больше 10 лет назад. Гуляя по прекрасным карельским скалам, я всегда сочиняла и напевала разные мелодии. Когда в очередной раз придумала незамысловатый мотив, меня вдруг осенило, что я хочу выйти за эти пределы и рассказать слушателям о той любви, которую испытываю, - к своей земле, к природе нашего края. Я начала писать песни о ней на карельском языке. Сказались, наверное, и корни: моя прабабушка была карелкой. Язык у нас не так распространен, понадобилось изучить его на курсах, теперь песни пишу на исчезающем ливвиковском наречии.
Для меня наше звучание - «слоеный пирог». Современные электронные звуки, которые можно синтезировать, очень хорошо передают музыку самой земли, ее атмосферу: как все гудит, словно из-под земли идет движение, повсюду вокруг нас музыка, ее можно услышать, если внимательно изучить мир и природу. А сверху на это первобытное состояние накладываются шаманские традиции, появляется новый пласт культуры - народы создают свои культурные обычаи.
- Наречие на грани исчезновения, необычные традиционные инструменты... Как это сохранить?
Виталий Целобёнок: Все мы пропагандируем свою культуру. К сожалению, жители Карелии, как правило, не говорят на карельском, носители языка есть, но это, скорее, бабушки в деревнях. Есть те, кто непосредственно занимается языком, но из быта он ушел.
Перед отъездом в Москву мне нужно было сшить кофры на музыкальные инструменты. Обратился к музыканту, который этим занимается. Называю инструменты. Он - а что это? И я в определенной мере несу ответственность за их пропаганду, потому что я еще и мастер музыкальных инструментов, изготавливаю карельские йоухикко, кантеле, немного - духовые инструменты, русские гусли, гудки, с них я начинал. В нашем проекте используются инструменты, которые в основном сделаны нашими руками.
Т.Т.: Мы стараемся сохранять и развивать ливвиковское наречие карельского языка. Поэтому, к примеру, песню Hyvä Talvi («Добрая зима») написали на стихи карельской поэтессы Зинаиды Дубининой.
- Поиск своей аудитории очень сложный процесс. Как вы находите своего слушателя?
Т.Т.: За эти годы проект прошел долгий путь через продвижение своими силами, через преобразования состава... В 2020 году мы выиграли грант главы республики на запись первого полноформатного альбома. Год назад он увидел свет. Было непросто, но нам удалось найти нашего зрителя, нашу публику. Кроме того, на одну из песен мы сняли видеоклип, который очень хорошо себя показал.
Алексей Ткаченко: Бюджет на клип был совсем мизерный, доплачивали из своего кармана. Но мы его отправляли на международные фестивали - в Португалию, Великобританию, Россию, он получал премии за операторскую работу. В начале этого года он участвовал в фестивале в Нью-Йорке, в котором соревновались крупнобюджетные проекты. Премию мы, конечно, не взяли, но нас заметили. Международная публика с удовольствием реагирует на нашу музыку.
В конце прошлого года мы случайно узнали, что можем подать заявку на премию Russian World Music Awards. Подали - стали лучшим проектом года. Успели в последний момент подать заявку на участие во Всероссийском конкурсе современной этнической музыки «ЭтноLife - звук Евразии», и вновь нас пригласили, мы стали финалистами.
Все это по-своему опровергает тезис о том, что никому ничего не нужно. Главное – что-то делать! И публиковать музыку, треки, лайв-видео в Интернете, он тоже очень помогает найти свою аудиторию.