Рецензия на фильм "Добыча" — приквел первого "Хищника"
Великие равнины, 1719 год. Девушка-команч Нару (Эмбер Мидфандер из сериала "Легион") служит в своем племени целительницей, но мечтает стать охотницей — хотя все остальные считают, что она на это не способна. Когда в небе над ее поселением пролетает корабль инопланетянина Хищника, Нару принимает его за священную Громовую птицу и решает, что это знак: настал час пройти обряд посвящения в воины — начать охоту за существом, которое охотится на нее. Шесть лет назад режиссер Дэн Трахтенберг сделал себе имя на ленте "Кловерфилд, 10", сиквеле — или скорее "духовном наследнике" — "Монстро", еще одного научно-фантастического хита с кровожадными инопланетянами. Стараниями Трахтенберга продолжение работало, при этом почти целиком обходясь без самих инопланетян: с функцией монстров там отлично справлялись люди. Успешно перевернув одну франшизу с ног на голову, постановщик взялся поставить на место другую. "Добыча" Трахтенберга, что называется, возвращает "Хищника" к истокам (так говорят, кажется, про каждую новую часть, но тут уж правда как в старые добрые — и в кои-то веки правда успешно). Все ключевые составляющие на месте: это снова история о схватке человека со смертоносным пришельцем, в которой с превосходящей физической силой и изощренными орудиями убийства способны тягаться лишь людские интеллект и воля. А сама битва вновь происходит на лоне ослепительной природы — только вместо джунглей Центральной Америки кадр здесь заполняют леса и поля в глубине североамериканского континента. Разница в том, что на первом плане впервые оказывается женщина, а что еще важнее — представительница коренного народа Америки. Всего несколько лет назад она выступала бы разве что сайдкиком главного героя — теперь же Нару заслуженно забирает себе все лавры. Это, во-первых, помещает "Хищника" в освежающую профеминисткую систему координат (похожее недавно произошло с хоррор-франшизой "Поворот не туда", получившей отличный фем-ребут), пускай такая операция и осуществляется сильно в лоб - тезисы категории "я опасна, потому что во мне не видят угрозы" беззастенчиво проговариваются в диалогах, святая простота. А во вторых, адаптирует к сегодняшнему дню постколониальный посыл оригинальной ленты с Арнольдом Шварценеггером, будто бы растерянный в сиквелах. "Добыче", конечно, в этом смысле все же есть, куда стремиться — это не идеальное "воук"-кино. Изначальная задумка снять фильм целиком на языке команче так и не состоялась (у авторов получилось добиться разве что записи команчского дубляжа), так что в какой-то момент картина начинает выглядеть - точнее, звучать - совершенно абсурдно: Нару и ее соплеменники говорят по-английски со вкраплениями команче, а возникающие вдруг во второй половине французские вояжеры - на французском, который не переводится даже в субтитрах. Не идеальна "Добыча" и как развлекательный кровавый экшен. Сценарист Патрик Эйсон, прежде писавший только отдельные эпизоды сериалов и не работавший на полных метрах, с трудом выдерживает темп: у ленты совсем уж неспешный первый акт, вполне способный отпугнуть зрителя, настроенного на обилие вывернутых кишок. А оператор Джефф Каттер, чудесно фиксирующий великолепные пейзажи, в боевых сценах (к слову, прекрасно схореографированных) все время норовит ткнуть объективом куда-то в сторону от захватывающего действа. Впрочем, даже с этими огрехами лента Трахтенберга воспринимается пусть не огромной, но все-таки удачей: она восхитительно красива, избегает голливудской моды на легасиквелы (ограничиваясь рядом изящных отсылок для почитателей) и действительно проводит франшизу по неизведанным землям. И, наконец, спустя многие годы попыток породнить "Хищника" с "Чужим", дарит серии собственную Эллен Рипли. В принципе, этого более чем достаточно.