Какую музыку везёт "Газель Смерти"? Интервью с Егором Древляниным
Вчера, 7 августа, в Москве завершился музыкальный тур сибирских андеграунд-групп, которые проехали по всей России на "Газели Смерти". О том, что такое "Газель Смерти" и чем живёт локальная низовая музыка, мы побеседовали с участником группы "Шумные и угрожающие выходки" Егором Древляниным, который проехал на "Газели" от Белого моря до Чёрного, от Финского залива до Японского моря. - Егор, что такое "Газель Смерти"? - "Газель Смерти" - это реально существующая газель и человек, который ведёт её между городами и возит музыкантов, по большей части российских, но были и зарубежные опыты. "Газель Смерти" берёт часть людей, допустим, в Москве и увозит их во Владивосток, по пути они дают концерты в каждом большом и маленьком городе, иногда в деревнях, где человек 900 всего живёт. Газель доезжает до Владивостока, высаживает людей, берёт других и везёт обратно в Москву. Создатель и водитель "Газели" - чувак из Москвы Денис Алексеев, ему уже лет 40. Когда-то, в 20 с чем-то, он, посещая рок-панк-концерты, решил, что тот мужик, который всех привозит на эти концерты на машине и потом спит всё выступление, чтобы ночью уехать в другой город, это и есть он. Денис должен вовремя привезти музыкантов в определённый город, вовремя выехать из него в другой. Он занимается этим уже лет 12 и сменил за это время газелей 5-6, наверное. Предыдущий раз, четыре года назад, моя группа ехала из Владивостока в Москву на "Газели", которая была уже в предсмертном состоянии, а сейчас она догнивает где-то в Бурятии, по-моему, у кого-то на даче. В прошлом году мы всей Россией собрали денег, надонатили на очередную бэушную газель. И вот в этот раз поехали на ней до Владивостока. Денис Алексеев - Как ваша группа попала в этот тур? Вы ехали одни или с вами были другие группы? - Мы познакомились с Денисом Алексеевым в 2018 году, он отвёз английскую панк-группу из Москвы во Владивосток и застрял там, потому что было лето, все поразъехались и некому было в обратном туре поехать с ним - без бензина "Газель" не движется, а все деньги с концертов идут в основном на бензин. Если есть прибыль сверх бензина, то, как и в этот раз, она идёт на благотворительность. Так вот, Денис сидел во Владивостоке неделю-две, и некому было играть. А в нашей группе нас всего двое, мы быстро договорились, сорвались, познакомились, поехали тогда в тур. И в этом году уже как-то по общей инициативе - от него интерес исходил и от нас. Среди сибирских музыкантов собралось движение, которое мы называем "Новый сибирский порядок". В его рамках мы и сделали совместный тур. В обратную сторону ехали омская группа "Печатная машина", томская соло-группа девчонки Юли "Узница Совести" и ещё четыре человека - группа из Красноярска "Бескультура". А мы ехали в ту сторону двумя омскими группами - "Шумные и угрожающие выходки" и "Уберлицо", составы пересекаются, поэтому нас было всего четверо. Помимо нас ещё ехала подруга-фоторепортёрка, которая снимала каждый концерт и в конце тура во Владивостоке устроила выставку плёночной фотографии из каждого города, и так называемый мальчик-счетовод, который продавал сопутствующую продукцию, с дохода от которой мы там питались: футболки с названиями наших групп, нашивки, кассеты, книжки. Он считал деньги и выделял то на бензин, то на поесть, то на попить. - Получается, что с тура вы ничего не заработали? - Мы собрали хорошую сумму в районе 300 000 рублей, из них на бензин ушло около 100 000, может, чуть больше. На берегу было оговорено, что всё остальное пойдёт на благотворительные цели - людям, которые в горячих точках страдают от военных действий. А бытовые затраты, их мы покрываем с продажи мерча. На это питались. И разъехались из Владивостока обратно тоже на эти деньги. - С какими впечатлениями вы вернулись домой? - От поездки остались скомканные впечатления, удовольствие от того, что полтора месяца занимался интересным делом, но при этом усталость от общения с кучей людей. Примерно 100 человек каждый концерт, а их было 28 за эти полтора месяца, и замкнутое пространство "Газели", где вас семь человек едет через всю Россию, - это очень напряжно. Первую неделю после поездки мы просто не общались ни с кем, отдыхали в принципе от людей. А сейчас это всё постепенно затирается, все негативные моменты. Остаётся самое приятное, то о чём можно подумать, над чем поработать. Егор Древлянин - Насколько для вашей группы и для каждого из участников важна эта поездка на "Газели Смерти"? - Для "Выходок" эти гастроли стали презентацией нового студийного альбома, ещё не выпущенного, если опустить все крайности. Для ребят из "Уберлица", с которыми мы ехали, это, наверное, было знакомство с публикой в первую очередь. Они долгое время играли только в Москве и Санкт-Петербурге, а тут на довольно большую публику, имеющуюся у "Выходок", сыграли во многих городах великой державы. И в некоторых из них, кстати, они были хэдлайнерами, а не мы: чёрный гетто-метал был людям интереснее, чем мой птичкин хрип под восьмибитную музыку с приставки. - Каково вообще ехать на легендарной колымаге по раскалённой солнцем стране? - Каково? Надо как-то к этому привыкнуть. Тем, у уже кого-то есть такой опыт, проще. Моя группа существует пять лет, и мы все пять лет колесим постоянно. А кто-то впервые выезжает за пределы родного города. Не скажу, что всем легко это даётся. Но проблема в том, что от тех, кому это нелегко даётся, страдают ещё и те, кому это в принципе легко могло бы даться. Иногда такое бывает. За пять лет я уже привык к поездкам, просто как-то впадаю в анабиоз, смотрю на великую Российскую Федерацию в окошечко "Газели", думаю о своём - и города пролетают. Потому что самая большая пытка предстоит тебе после "Газели Смерти", когда надо из Владивостока вернуться в родной Омск. Это пять суток в плацкарте с огромным вагоном рандомных людей. Это уже намного труднее. - Как вы коротали время в дороге? - Кто-то напивался, кто-то пел песни, кто-то смотрел в окно, как я уже говорил. Бо́льшую часть времени спорили о том, что выбрать: суп или салат-окрошку, докопались до таких уже глубинных истин, но споры так не прекратились. В наших внутренних чатах для организации всего этого люди, которые разъехались, разошлись из "Газели", до сих пор спорят и накидывают доказательства, чтобы друг друга прижать ногтем к "Газели". Плейлист в путешествие по России от Егора Древлянина Слушайте Чернота — Печатная машина на Яндекс Музыке Слушайте Токио гидра скримо — лезвие сеул на Яндекс Музыке Слушайте разъедаешь мне нутро — конец солнечных дней на Яндекс Музыке Слушайте Протез — почему коммутатор молчит на Яндекс Музыке - В чём опасность таких поездок? - Нас ехало две команды, и одна из них чуть не распалась по середине России, в Томске. Там уже уровень рок-н-ролла дошёл до небес, и люди начали собираться домой, потому что не выносили друг друга. И только путём уговоров, попыток достичь консенсуса и уже прямых наставлений ("нет, вы так не будете делать"), всеми правдами и неправдами люди остались в "Газели" и поехали дальше. К тому моменту мы проехали половину России и сыграли процентов 70-80 концертов. А дальше оставались наши великие сибирские пустоши по 700-800 км между городами. В итоге все доехали до конца целыми и остались друзьями. - Как вас принимали в разных городах? Как отнеслись, кто был рад, где приняли теплее? - Мы проехали почти по всей густонаселённой части России. Стартанули из Петербурга, оттуда уехали к Северному Ледовитому океану в Мурманск. Потом вернулись в центральную часть России. Там, где группу уже знают, принимают, конечно, теплее, больше народа. Там, где "Газель" была впервые, в каком-нибудь Ставрополе, люди даже не понимали, спрашивали типа: "Вы что реально на "Газели" приехали? Мы думали, это такая обёртка для того, что происходит. Потому что "Газель Смерти" звучит очень раздрызгано, по-панковски". А оказывается, реально существует человек, который сейчас лежит в "Газели", спит, чтобы потом проснуться, когда мы доиграем, и повезти нас в следующий город, до которого ещё 1000 км. Захватили много городов, все районы, республики. Везде всем это интересно, все приходят, потому что это локальная низовая культура. И люди знают, что поддерживают эту, как вы сказали, легендарную колымагу, которая будет ещё ездить и ездить. А когда сломается, появится очередная бэушная колымага и продолжит возить тех, кто никогда бы не приехал из-за рубежа или никогда бы не выбрался из какой-нибудь деревни в Бурятии, чтобы поехать на гастроли по всей России. - В чём идея "Нового сибирского порядка"? Зачем это объединение? - Идея нашей формации "Новый сибирский порядок" в том, что не мы должны в Сибири сидеть и ждать, когда к нам привезут какого-нибудь артиста из Москвы, а должны сами ездить и других возить. Я, конечно, о том, что касается низовой, андеграундной культуры. Естественно, какой-нибудь Бутусов не обломается и сам приедет, а какая-нибудь панк-группа интересная, хардкор-группа из Москвы не всегда может позволить себе доехать сюда, потому что люди тоже на работах работают. Это отлучаться, все эти наши расстояния, траты большие, особенно если летом, всё дорожает сильно. А мы делаем так, чтобы людям было интересно, привозим им послушать в Москву группу из Иркутска, которая интересна, но не может выбраться. А тут все карты в руки. На этом сошлись и катаемся. - Были ли на ваших концертах шумные угрожающие выходки фанатов? - Почти всегда. Мало кто кого ограничивает. В Москве люди зачем-то засыпали мукой пространство всего бара, потом отмывали часа четыре после концерта. А так в Центральной России много драк было, особенно на югах Центральной России, там все горячие люди. Вот на севере, севернее Москвы, если брать какую-нибудь Вологду, там люди с удовольствием бегали с пятилитровками воды, мутузили друг друга и радовались от этого. Это было без негатива. На югах уже с негативом мутузились. Здесь, в Сибири, шумные угрожающие выходки - это всё происходящее. Люди не стесняются никого, никто ни в чём себя не ограничивает, и все друг друга знают, и негатива ноль. Люди, скорее, приходят, чтобы свои негативные эмоции выплеснуть в этой атмосфере панковского угара. И потом счастливые-довольные расходятся оттуда заниматься своими делами. - Что заставляет посетителей концертов так себя вести? Какое поведение фанатов вы считаете приемлемым? - Психически здоровые люди редко на такие концерты приходят. Это в основном какая-то злая молодёжь с трудным детством, которая не нашла себе места в жизни, ушла в алкоголизм, кто-то, может, в наркоманию, короче, малоперспективные для налогообложения в Российской Федерации люди. Злые и огорчённые жизнью люди, которые ничего с этим не собираются делать и ходят на концерты, чтобы выплеснуть свои негативные эмоции куда-то, где это не будет иметь негативных последствий. Для нас это всё допустимо. В центре Российской Федерации с драками, с негативом, с выяснением отношений - такого у нас по эту сторону Урала не было, и это намного приятнее и спокойнее. - Фанат "Шумных и угрожающих выходок" - какой он? Есть ли какой-то собирательный портрет этого человека? - Мы люди не такие звёздные. Мы не выступаем на стадионах. Трудно сказать, что у нас фанаты, - это просто люди, которые слушают музыку. Скорее, слушатели, посетители концертов. Если брать статистику, кто слушает эту музыку в интернете, - это одни люди, если прийти на концерт и увидеть их - они все разные, каждый интересный и каждый личность. За эти пять лет с "Выходками" у меня было 128 концертов по разным городам всей России. Я многих ребят-зрителей знаю лично. И нельзя подогнать под какой-то шаблон этих людей. В этом и интерес - это не тупая оголтелая толпа, которая стоит и трясётся. Это интересные люди, каждый приносит что-то своё. Это не сольные концерты, где ты выходишь и на три часа устраиваешь шоу для абстрактного стада. Это всегда живое выступление, как правило, на четыре группы. Всегда есть местная поддержка: нас две группы на "Газели" приехало на концерт, ещё две локальные группы поставят, чтобы они сыграли перед нами. И пока они выступают, у тебя есть время походить, пообщаться со всеми, кто пришёл на концерт. Поэтому шаблонного посетителя концертов найти трудно. Но если взять статистику, а она убивает всё живое, то можно, конечно, найти какого-нибудь мальчика от 16 до 21, который отчислился после первого курса своего ПТУ и теперь выпрашивает у мамки деньги, чтобы сходить на концерт "не таких как все" музыкантов, которые вот такие крутые. - А контакт со слушателями близкий? - Да, у нас все соцсети открытые, каждый может в любой момент нам написать, познакомиться, что-то спросить, что-то предложить, какую-то коллаборацию, позвать куда-то выступить. На концертах контакт ещё ближе, потому что вы и после концерта куда-то все вместе можете пойти. И во время того, как локальная группа играет, кто-то не станет слушать их, а будет сидеть с тобой и употреблять пиво, допустим, и курить сигареты - не знаю куда уж ближе*. - Как вы создаёте свою музыку и что хотите в ней выразить? - Наша группа состоит из двух человек и ноутбука. С ноутбука играет восьмибитная музыка, как в старых играх на приставках - "Нинтендо", "Сега". Барабанщик слушает музыку и барабанит под неё, я бегаю с микрофоном и кричу песни. Это довольно лёгкий формат, нам даже репетировать особо не приходится, потому что концертов много, они часто, и мы оба ориентируемся на музыку. Ноутбук - это участник группы, который никогда не сбивается, не лажает, не напьётся, не упадёт. Он может сломаться, конечно, такое тоже бывало. Но это всегда легко решить по ходу. Вот так и занимаемся, скоро шестой студийный релиз. Это довольно просто, но ориентируемся на живой формат, а в интернет-звучании мы особо популярности не набираем, хотя, конечно, повыше, чем у многих локальных андеграундных групп. Но всё завязано на живых выступлениях, потому что мы постоянно куда-то ездим, со всеми знакомимся, и нас люди считают своими. Своими знакомыми, своими товарищами, друзьями. - У вас 13 тысяч подписчиков в "ВК", и это очень активная аудитория. Как вам удалось сформировать такое комьюнити? С чем связываете свою популярность? - Мы начинали с нуля пять лет назад, публиковали свои песни просто в группе, но успешно заняли свободную нишу. Никто в нашем окружении не занимался нинтендокором, поэтому мы быстро получили свой индивидуальный образ во всей этой каше хардкора и панк-рока. Я более-менее изучил алгоритмы соцсетей, поэтому мы очень быстро набирали интернет-публику, оставаясь на одной ступеньке с другими ориентированными на живое выступление группами. К тому же они, как правило, ограничиваются локальным городом, а мы без конца форсируем туды-сюды, покоряя новые территории, поэтому у нас набираются подписчики со всей России. Несколько раз нам предлагали рекламные интеграции паблики ВК со схожим контентом, но они, по сути, являлись свалкой репостов, и было видно, что их посты просматривает человек сорок, несмотря на 10 тысяч подписчиков. У нас всегда 2-3-6 тысяч просмотров, банальное уважение к публике - оригинальные посты с интересным контентом. - Что можете посоветовать начинающим андеграунд-группам, чтобы влиться в панк-тусовку? Как выйти на популярность? - Надо ходить на концерты локальные, поддерживать свою локальную сцену, потому что если никто не будет туда ходить, то тебе и играть будет не для кого и в принципе ничего не будет происходить. Как мы попали в весь этот движ? Мы с барабанщиком давно дружили и ходили на концерты, со всеми по чуть-чуть знакомились, потом захотели принять в этом участие, стать частью этого. И выносить это за рамки Омска. В то время, в 2017 году, мало кто из групп нашего уровня, низкого, вообще выезжал за пределы города. Только по каким-то особым случаям, раз в несколько лет, какой-нибудь тур по Сибири устроить. А мы как-то сразу настроились на поездки. Как ещё влиться в тусовку? Сделать какой-то материал, какие-то демки, показать тем, кого уже знаешь, тебя позовут сыграть где-нибудь на разогреве у других групп, на той же "Газели Смерти", если там будут группы твоего формата. И у тебя появится первая аудитория. Интернет, конечно, соцсети, там всё делается, оттуда люди много узнают. Да просто надо быть участником, посетителем мероприятий, которые устраивает твоя локальная тусовка, - этого достаточно, чтобы сделать первые шаги в музыке, а дальше у каждого свой путь. * Наша редакция ведёт здоровый образ жизни и не рекомендует злоупотреблять алкогольными напитками Фото: Катя Новая, скриншоты видео предоставлены героем публикации