Смерть замечательных людей: где находятся могилы Набокова, Тарковского, Нуреева и других
Все мы увлечены историями о чужой жизни, а как насчет поговорить о, кхм, смерти? Составили неочевидный гайд по могилам известных людей невероятных судеб и локаций. В общем, ноги в руки — и бегом изучать.
Владимир Набоков — Кларан, Швейцария
Великий русско-американский писатель и по совместительству автор этой вашей «Лолиты» нашел последний покой на кладбище в небольшой швейцарской деревеньке Кларан. Именно там герр Набоков провел свои последние годы жизни, охотясь с сачком на бабочек. Страсть к чешуекрылым писателя и сгубила: как-то раз во время сбора насекомых Набоков упал в горах, чем серьезно подорвал свое здоровье. На его надгробном камне высекли по-французски лаконичное «Владимир Набоков. Писатель. 1899–1977». В общем, будете в самой нейтральной стране в мире — забредайте. И да не искусят вас бабочки.
Егор Летов — Омск, Россия
Переместимся поближе к дому. «Где родился, там и пригодился», — по-видимому, решил Егор Летов и прожил всю жизнь в Омске. А молва о крестном отце российского андеграунда тем временем плыла далеко за пределы Сибири. Теперь к могиле Егора в родном городе стекаются ручейки панк-паломников, так что готовьтесь простоять в очереди, как за талончиками на хлеб. До своей внезапной смерти в 43 года Летов успел создать культовую музыкальную группу «Гражданская оборона» и приложить руку к созданию ныне запрещенной партии недавно почившего Эдуарда Лимонова. Знаковая персона, короче.
Андрей Тарковский — Париж, Франция
Режиссер легендарных «Сталкера» и «Соляриса» однажды уехал из СССР и не захотел возвращаться. На том и порешили: советская сторона камбэка блудного сына тоже не ждала и творчество Тарковского с экранов всячески вытравливала. Режиссер досадовал на судьбу, но рук не опускал. Итог — признание на Западе, призы в Каннах и звание почетного гражданина вместе с квартирой от мэра Флоренции. Похоронен Тарковский на известном русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже под надписью «Человеку, который увидел ангела». Заглядываем сразу после Пер-Лашез.
Рудольф Нуреев — Париж, Франция
И тут же спешим вприпрыжку к могиле известного балеруна Рудольфа Нуреева. История до боли схожа с предыдущей (как, впрочем, почти у всех невозвращенцев): не в силах обозреть слепящее сияние светлого социалистического будущего, во время парижских гастролей танцор запросил политическое убежище. Вскоре когда-то бедный уфимский мальчик блистал на всех главных сценах Европы — да так, что однажды после спектакля театральный занавес поднимался рекордные 80 с чем-то раз. Богемная жизнь увенчалась симптоматичной смертью от СПИДа: теперь могилу Нуреева на Сент-Женевьев-де-Буа скрывает от посторонних взглядов мозаичный восточный ковер.
Иммануил Кант — Калининград, Россия
Известный немецкий философ мог бы быть простым российским парнем Моней Кантьевым, живи он на три столетия позже. Тем не менее родиться и умереть в Калининграде это ему не помешало. Пардон, в Кенигсберге. И не только прожить там всю жизнь, но и изрешетить город своими семимильными шагами — о страсти Канта к дневным прогулкам слагали легенды. Рассказывают, что до обеда философ корпел над категорическим моральным императивом, а потом пускался с ветерком в променад где-то между нынешними Домом советов и магазином «Шиндорадо». Могила Канта с северной стороны кафедрального собора также стала достоянием общественности: время от времени на ее фоне с насупленным видом фотографируются граждане. Ходит байка, что останки философа из кенотафа (что логично) куда-то умыкнули. Но это совсем другая история.
Лев Троцкий — Мехико, Мексика
Анекдоты про ледоруб и Троцкого плотно вошли в советский и российский фольклор, но тут мы подтрунивать не будем — тема деликатная. Лишь скажем, что между второй и третьей мичеладой в знойную сиесту в Мехико можете заглянуть в тамошний дом-музей Троцкого, где известный революционер проживал свои последние дни, мило щебеча о погоде с Фридой Кало. Там же, собственно, некрасивая история с ледорубом и произошла. Зато какие антуражи снаружи и внутри: пальмы, плющ, охра и терракота. И томик «Преданной революции» с марсельезой не забудьте.
Николай II — Санкт-Петербург, Россия
История с останками царской семьи известна своей извилистостью и трагичностью. Место захоронения под Екатеринбургом в 1979 году обнаружила группа энтузиастов в лице геолога Александра Авдонина и писателя и режиссера Гелия Рябова. К расследованию подключили дореволюционные карты, архивы и воспоминания очевидцев. И только через декаду за дело взялась свердловская прокуратура: после долгих мытарств принадлежность останков царской семье и ее ближайшему окружению все-таки была установлена. Но история не закончилась: так, РПЦ на текущий момент не признала находку мощами. Что, к счастью, не помешало их перезахоронению в санкт-петербургском Петропавловском соборе.