Ровно 80 лет назад в блокадном Ленинграде музыканты исполнили Седьмую симфонию Шостаковича

<p>Несмотря на нежелание и, можно сказать, сопротивление, осенью 1941 года по решению властей композитора вместе с семьей из осажденного города эвакуировали сначала самолетом в Москву, а потом поездом - в Куйбышев (ныне Самара), ведь в то время вокруг Ленинграда все сильнее и сильнее сжималось кольцо вражеских войск. </p><p>В этот период Шостакович уже работал над Седьмой симфонией, которая и была закончена в Куйбышеве в марте 1942 года. Там же состоялась и премьера этого великого музыкального произведения, после которой началось победное шествие «Ленинградской» по всем радиостанциям нашей страны, и буквально через месяц создатель Седьмой симфонии был удостоен Сталинской премии. Сам композитор мечтал, чтобы его произведение прозвучало именно в Ленинграде. Тем самым Шостакович хотел доказать, что город живет и дух нашего народа сломить нереально и невозможно. </p><p>Напомним, что хотя в течение трех месяцев (декабрь 1941 - февраль 1942 гг.) радиовещание музыкальных программ на Ленинград было прекращено, тем не менее, на Швецию и Англию иногда шли трансляции выступлений оркестра, тем самым доказывая мировому сообществу, что город жив. И вот в марте 1942 года вещание музыкальных программ на Ленинград было возобновлено. </p><p>Весной 1942 года ко всем музыкантам, которые находились в городе на Неве, был направлен призыв явиться в оркестр радиокомитета для репетиции Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. Отметим, что этим оркестром руководил дирижер Карл Элиасберг, который в то время был настолько слаб физически, что его на репетиции на санках привозила супруга, пианистка Надежда Бронникова. Некоторых музыкантов на репетиции тоже привозили на санках, например, флейтиста, у которого отнялись ноги. </p><p>К сожалению, после голодной зимы 1941 года в оркестре оставалось всего 15 человек, а ведь требовалось более 100. Музыкантов-мужчин даже вызывали с фронта и по приезду вместо оружия им выдавали музыкальные инструменты. Например, из пулеметной роты прибыл тромбонист, из зенитного полка – валторнист, а Карл Элиасберг, шатаясь от слабости, в поисках музыкантов сам обходил госпитали… </p><p>Практически перед самой премьерой Элиасберг недосчитался одного музыканта, про которого ему сказали, что он ушел в мир иной. Но дирижер поехал в то место, куда было доставлено тело музыканта, и оказалось, что тот еще жив, более того, вскоре этот человек продолжил репетиции. </p><p>В гостинице «Астория» тогда был создан стационар для особо истощенных, где и сам дирижер, и исполнители могли хотя бы немного набраться сил. Первые репетиции были короткими – максимум по 20-30 минут, причем они часто прерывались из-за регулярных бомбежек и артиллерийских обстрелов города. </p><p>Командующий Ленинградским фронтом генерал-лейтенант Леонид Говоров перед премьерой поставил задачу – ни один вражеский снаряд не должен разорваться в городе на Неве во время исполнения «Ленинградской» симфонии. Забегая вперед, скажем, что эта задача была полностью выполнена. </p><p>И вот 9 августа 1942 года в зале городской филармонии блокадного Ленинграда оркестр ленинградского радиокомитета исполнил Симфонию №7, которая стала символом сопротивления и героизма ленинградцев. Кстати, дата первого исполнения этого произведения была выбрана отнюдь неслучайно, ведь именно в этот день Гитлер намеревался захватить город на Неве, и по этому поводу фашистами даже были заготовлены пригласительные билеты на банкет в рестораны «Астории». </p><p>И вот музыка зазвучала в громкоговорителях, стала раздаваться на улицах, ее слушали жители Ленинграда… Это неповторимое музыкальное произведение настолько впечатлило слушателей, что многие из них стали говорить, что его автор сильнее Гитлера! Что ж, с этим нельзя не согласиться. </p><p>«С таким воодушевлением мы не играли еще никогда», - вспоминал позднее Элиасберг. По его словам, в этом не было ничего удивительного. «Величественная тема Родины, на которую находит зловещая тень нашествия, поэтический реквием в честь павших героев – все это было близко, дорого каждому из оркестрантов, каждому, кто слушал нас в тот вечер. И когда переполненный зал взорвался аплодисментами, мне показалось, что я снова в мирном Ленинграде, что самая жестокая из всех войн, когда-либо бушевавших на планете, уже позади, что сила разума, добра и человечности уже победила», - заключил Элиасберг. </p><p>«Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой!» - написали летом 1942 года американские СМИ о «Ленинградской» симфонии, которая была исполнена в Нью-Йорке оркестром под управлением Тосканини. </p><p>Сам же Дмитрий Шостакович в эпиграфе к этому знаменательному первому исполнению симфонии в Ленинграде написал так: «Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу Ленинграду я посвящаю свою Седьмую симфонию!»</p>