Установка пятой передачи в 4-х ступенчатую «жигулёвскую» МКПП

Волжский автозавод в Тольятти производил две базовые МКПП, третью по счёту модель коробки собирают и сейчас. Все три коробки имеют отличия, но есть возможность переделать 4-ступенчатую КПП на 5-ступенчатую.

Установка пятой передачи в 4-х ступенчатую «жигулёвскую» МКПП
© Car.ru

Завод в Тольятти выпускал до 1976 года единственную модель МКПП, имевшую индекс КП-2101, которую устанавливали на все модели «жигулей» первой серии (ВАЗ-2101, -02 и -03). Позднее освоили сборку дополнительной модели КП-2121 с повышенным рядом шестерней. Она устанавливалась на внедорожник «Нива» ранней версии и ВАЗ-2106, имевших более мощный двигатель, что не относится к ВАЗ-21063 и ВАЗ-21061. В 1979 году запустили производство КП-2105, которую начали устанавливать на машины следующей серии: ВАЗ-2105, -04 и -07.

Имеются различия в конструкции названных механизмов. Первичный вал КП-2101 получил 17 зубьев (на ведущей шестерне), тогда как у модели КП-2105 имется 18 элементов. КП-2121 имеет 19 зубьев. У КП-2101 венец постоянного зацепления получил 28 зубьев, в тоже время у шестерни начальной передачи 15 зубьев. У КП-2121 – 28 и 15 зубьев.

ваз, 2106, ретро, спереди, фара

У модели КП-2105 параметры те же, но стоит иной модуль. Нужно подсчитать зубья на шестерне начальной передачи, их должно быть 14. Следует знать, что у модели Lada-2107 вал по конструкции предназначен для 5-ступенчатой коробки, а комлект шестерен от КП-2105. Имеется различие и оно состоит в том, что для закрепления блока шестерёнок 5-й передачи и заднего хода высверлено резьбовое отверстие.

Общим у трёх коробок является то, что вторичные валы у всех названных механизмов взаимозаменяются. Различие существует в конструкции ведомой шестерёнки начальной передачи. КП-2105 имеет собственную, тогда как КП-2121 и КП-2101 получили стандартную.

У каждой шестерни по 33 зуба, по данной причине внешне они похожи, но при этом у них различный угол наклона. Чтобы установить на модель «жигулей» первой серии 5-ю передачу, необходимо владеть информацией, какая КПП стоит в автомобиле. Если КП- 2121, то лучше заменить весь механизм. Если стоит модель КП-2105, то шансов на успешную доработку МКПП намного больше.

Необходимо купить промежуточный, а также и вторичный валы и докупить к первому специальный блок шестерён 5-й передачи. Не стоит забывать также о маслоотражательной шайбе. Надо заменить ось промежуточной шестерни, обеспечивающей задний ход. Более ранняя модель коробки получила две опоры – в задней крышке, а также непосредственно в картере самой КПП.

Немаловажным моментом является то, что у 5-ступенчатого механизма отсутствует опора оси.

В более новом варианте опора крепится в картере гайкой, а не как ранее – в виде выступа у стопорной пластины.

b3ed32f1fba8fb1f35bbb05818b36e38_w650.jpg

Купить нужно вилку включения 5-й передачи, а также новый комплект штоков, прикупить надо будет и механизм выбора передачи. Модернизация коробки вызовет необходимость заменить и крышку МКПП. Необходимо также установить новый датчик, обеспечивающий включение фонарей заднего хода и приобрести опору двигателя, имеющюю в модернизированном варианте специальную поперечину. Нужно помнить, что понадобится и новый подшипник блока шестерёнок.

В итоге, если автолюбитель решит своими силами переделать 4-ступенчатую «вазовскую» МКПП на 5-ступенчатую, то это обспечит более комфортабельную езду и приведёт к экономии топлива. Затраты на новый механизм полностью себя оправдают.