Войти в почту

Как Джиган получил гильзой по голове и как горел Даня Милохин

Создание профессионального видеоролика — большой трудозатратный процесс, в котором задействована целая команда. За то, как музыкальный клип или реклама будут выглядеть в финальной версии для зрителя отвечает режиссер монтажа. Чем же он занимается и какова его роль в создании видео? На эту тему поговорили с Константином Кочубеем, оператором и режиссером монтажа, в портфолио которого работы над музыкальными клипами известных артистов шоу-бизнеса, а также видео для рекламных кампаний российских и международных брендов.

Как Джиган получил гильзой по голове и как горел Даня Милохин
© Клео.Ру

Константин Кочубей — оператор, режиссер монтажа, более восьми лет работает в сфере видеопроизводства, из них последние пять лет сотрудничает с известной компанией, лидером видеоиндустрии – «Hoodyakov Production».

На его счету работы над большим количеством музыкальных клипов известных артистов шоу-бизнеса, таких как Тимати, Филипп Киркоров, Егор Крид, Валерий Меладзе, а также над рекламными видео для международных брендов «Mercedes-Benz», «Audi», «Mondelez International», «MUCOS EMULSIONS, GmbH» и российских компаний, «Мегафон», «Аэрофлот», «Магнит», «Сады Придонья».

В качестве оператора Константин Кочубей работал на различных проектах, например, «Бешеная сушка» на МАТЧ-ТВ, на шоу «Танцы» и «Ты топ-модель» на ТНТ и других.

- Константин, расскажите, кто такой режиссер монтажа, чем он занимается и что должен уметь делать?

- Режиссер монтажа — это специалист, который собирает финальное видео из отснятого материала. Он ищет наиболее интересные пути рассказа истории, так как во многом именно от него зависит, какой получится итоговая работа, будет ли она вызывать задуманные эмоции у зрителя. В этой профессии недостаточно овладеть монтажной системой и склеивать сцены по техническому заданию, специалисту важно обладать целым рядом навыков.

Для подготовки сценария новой истории режиссеру монтажа не обойтись без знания основ драматургии, для реализации идеи необходимо профессиональное владение технической частью вопроса. К последнему можно отнести монтажные приемы и знание профессиональных программ.

Задача режиссера монтажа постоянно развиваться, смотреть новые видео в разных жанрах, изучать новые приемы и быть в курсе трендов, поэтому не менее важным навыком является «насмотренность».

Также, в обязанности данного специалиста входит первичная работа со звуком и визуальными эффектами. Во время монтажа видео он продумывает и накладывает необходимые примеры звуков и визуальных эффектов, с которыми в дальнейшем работают саунд-дизайнер, специалисты по компьютерной графике и другие департаменты продакшена. Можно сказать, что режиссер монтажа составляет технический план будущего видео на основе отснятого материала и первичного режиссерского сценария.

- Как именно вы пришли к вашей профессии?

- Фотографией и съемкой видео я увлекся еще в школьные годы, родители тогда подарили мне первую камеру, «цифровую мыльницу» «Konica Minolta», которая снимала 30-секундные видеоролики. В институте я начал чаще путешествовать, например, из поездки по США привез очень много материала, который монтировал потом почти год. В итоге я выложил на свой YouTube-канал цикл из десяти видео об этом путешествии.

Со временем увлечение переросло в профессию, ко мне начали обращаться друзья, друзья друзей, которым нужно было смонтировать видео с мероприятий, это были свадьбы, крестины, дни рождения и прочие событийные видео, а также обращались за монтажом выпусков для личных блогов и влогов.

Позже по рекомендации клиентов меня стали приглашать на съемки и / или монтаж коммерческих видео автомобильных брендов, компаний в сфере производства акустики и аудиотехники. Также работал над видео контентом для фитнес-центров, банковской сферы, ИТ-компаний и других отраслей бизнеса.

Однажды со мной связался продюсер известного видеопродакшена «Hoodyakov Production» с предложением монтажа музыкального клипа Филиппа Киркорова на съемочной площадке. Хорошо помню этот момент, так как был тогда на отдыхе. Предложение принял и вот уже пять лет я — часть данной команды.

- Расскажите о самом сложном и запоминающемся проекте.

- Ответ на этот вопрос начну с того, что мне нравятся фильмы с экшн-сценами, этот жанр подразумевает видео, в которых происходит много активных действий. В «Hodyakov Production» мы достаточно часто имеем дело с такими сценами. Это могут быть погони на автомобилях, выстрелы, взрывы, горящие люди, падения в воду, даже левитирование.

Для реализации подобных проектов задействуют каскадеров, пиротехнику, разрушаемые декорации, компьютерную графику. Такие видео привлекают внимание зрителей, а это очень важно для артиста. Стоит сказать, что в погоне за реалистичностью некоторые исполнители отказываются от дублеров и выполняют трюки, например, с возгоранием или взрывами самостоятельно.

Даня Милохин, Артур Бабич и Константин Кочубей

Например, на съемке клипа «Четко» с участием Артура Бабича и Дани Милохина, последнему пришлось повисеть вверх ногами достаточно долго, чтобы получился кадр с переворачивающейся комнатой. Или петь на троне из взрывающихся петард. Также он, с удовольствием горел в финальном кадре клипа — по-настоящему горела вся куртка, которая, конечно, была огнеупорная. Затем его так же весело тушили из двух огнетушителей сразу. На что не пойдешь ради красивого кадра!

Поэтому создание экшн-клипа — трудоемкий процесс, который сначала детально прорабатывается, начиная с техники исполнения и техники безопасности, заканчивая количеством кадров и планов, необходимых для создания такой сцены. Режиссер монтажа вместе с командой принимает участие в подготовительном этапе, обсуждает идею, продумывает ракурсы и склейки, первоначальные эскизы кадров. В результате данного этапа создается более сложный продукт, а именно аниматика или анимированная раскадровка, которая до начала съемочного процесса дает возможность увидеть, как будет реализована режиссерская идея, а также посмотреть общую динамику будущего видео.

Во время съемочного процесса режиссер монтажа следит за тем, чтобы работа шла по намеченному плану, а также собирает сложные сцены в реальном времени, чтобы убедиться, что отснятый материал подходит для воплощения задуманного. И только после окончания съемочного процесса приступает к финальному монтажу видео.

Самой запоминающейся экшн-работой с перестрелками, падениями в воду, взрывами, был клип «Rolls Royce» Джигана, Тимати и Егора Крида. Съемки длились почти трое суток, мы работали в очень интенсивном режиме. На монтаж после слов режиссера «стоп мотор» было всего двенадцать часов, пришлось весь клип собирать на съемочной площадке. Работу команды в таком режиме можно смело назвать еще одной экшн-сценой, оставшейся за кадром.

Съемки клипа «Rolls Royce»

К слову сказать, самая экстремальная роль в этом клипе досталась Джигану. За время съемок он успел проломить стекло другим человеком, пострелять из дробовика и даже получить гильзой по голове. Во время сцены перестрелки, в одном из дублей гильза от пистолета одного из артистов отлетела прямо в голову Джигану, но благо все обошлось маленькой царапиной. Кроме того, помимо звездных исполнителей, в съемочном процессе принял участие известный актер Сергей Безруков. От работы над проектом получил удовольствие, плюс ко всему видео набрало огромное количество просмотров на YouTube.

- В вашем портфолио представлены работы над музыкальными клипами и видео для рекламных кампаний брендов. Работа режиссера монтажа в этих двух случаях отличается?

- Если мы говорим о работе над музыкальным клипом, то в этом случае режиссер монтажа имеет больше возможностей, такое видео не ограничивается фиксированным хронометражем и главной задачей является наилучшим образом рассказать задуманную историю. Так как сюжетная линия строится в основном на артисте, то важно просмотреть и детально изучить его предыдущие работы, наилучшие планы и ракурсы, чтобы заранее продумать необходимый материал для съемки и последующего монтажа. И главное — в работе над музыкальным клипом чаще всего используется оффлайн-монтаж, то есть монтаж после съемки видео. Нередко артист приезжает на постпродакшн и, можно сказать, вместе с режиссером монтажа собирает историю из отснятого материала. Одной из таких работ для меня был клип Faena артистки POLINA, Полины Гудиевой, получивший награды на фестивалях в Сингапуре и Европе. Съемки клипа проходили в легендарном отеле FAENA MIAMI BEACH, после съемок артистка прилетела в Москву, где мы работали несколько дней подряд в тандеме над созданием музыкального клипа.

Что касается видео для рекламных кампаний брендов, то здесь нужно четко следовать сцен-плану и раскадровкам, которые мы вместе с режиссером и оператором продумываем на этапе подготовки и согласования с заказчиком. Во время съемочного процесса режиссер монтажа должен быть максимально сконцентрирован на деталях, знать хронометраж каждого кадра и ориентироваться на конечный результат.

В качестве примера могу привести съемку видео для компании «Mondelez International» (американская транснациональная корпорация, крупнейший производитель продуктов питания). Съемка проводилась в городе Сочи и на весь съемочный процесс у нас было заложено 24 часа. За это время нам требовалось отснять рекламу для 5 разных продуктов компании. А также кадры с игроками сборной России по футболу и другими актерами, которые принимали участие в этой рекламе. Количество дублей и времени было сильно ограничено. Поэтому во время подготовки мы снимали тестовые дубли для понимания хронометража и характера кадра в ролике. Благодаря этому при основной съемке мы с оператором и режиссером действовали слажено, понимая каким должен быть финальный кадр.

В отличие от музыкального клипа предварительный монтаж рекламного видео происходит сразу на съемочной площадке при условии согласования каждого кадра заказчиком.

- Вам приходится взаимодействовать с большим количеством известных людей. Что самое важное для успешного сотрудничества?

- На мой взгляд, самое важное — это доброжелательность, тактичность и забота об артисте. Съемки клипа — живой процесс, во время которого помимо неудачных дублей могут происходить различные казусы. В этом случае важно не заострять внимание на подобных моментах, это касается всей съемочной группы, но режиссера монтажа особенно, ведь зачастую он работает с отснятым материалом вместе с артистом. Поэтому я стараюсь быть максимально тактичным, когда необходимо объяснить, например, почему стоит выбрать другой кадр.

- Что вас больше всего привлекает в своей профессии?

- В профессии меня привлекает то, что я влияю на конечный продукт с возможностью рассказать историю так, как я ее вижу. Это творческий процесс, например, я могу наложить ритмичную или спокойную музыку, сделать видео быстрее или медленнее и этими действиями повлиять на настроение зрителей, направить их эмоции.

- И напоследок, назовите три ваших любимых фильма.

- Начну с перечисления любимых фильмов из моего детства — это «Братство волка», «12 Обезьян» и «Управление гневом».

Что касается фильмов с профессиональной точки зрения, то из последних мне понравился триллер «Мама!» Даррена Аронофски. Все действие происходит в доме. Что можно снимать в одной локации?! Вы удивитесь, как много всего можно снять! То как сделан монтаж внутри кадра, как камера переходит в доме из одного в другое состояние – это очень интересно посмотреть в первую очередь для специалиста.

Также выделю артхаусную картину «Лобстер». Это фильм-абстракция, который, почти полностью снят в естественном освещении. Красивые длинные кадры, очень атмосферный фильм, невозможно оторваться до самого конца.

И еще назову всем известный «Отель Гранд Будапешт». В фильме нет ни одного лишнего кадра. При этом все минималистично — идеальная мечта режиссера монтажа!