Гид по "Докеру": советская Африка, криминальный Неаполь и путь к внутренней свободе

На следующей неделе в Москве в восьмой раз откроется Международный фестиваль документального кино "Докер". За десять дней зрителям покажут 65 фильмов из 25 стран мира, охватывающие огромный круг тем: от влияния технологий на среду обитания человека и экскурса в историю Африканского континента до борьбы с токсичными установками родителей и обретения себя. Мы выбрали пять картин смотра, которые точно не стоит пропускать.

Гид по "Докеру": советская Африка, криминальный Неаполь и путь к внутренней свободе
© ТАСС

"Красная Африка"

Опытный документалист Александр Марков рассказывает историю постколониальной Африки через призму советских кинокамер. В 1960-х годах молодые африканские страны наконец-то получили независимость, и казалось бы, настало время для самостоятельного путешествия. Однако Африка сразу стала объектом интереса другой сверхдержавы, тоже довольно молодой. Сразу за тем, как корабли с последними европейцами покинули континент, самолеты с товарищами из СССР прибыли к африканцам, чтобы наладить долгосрочную дружбу и помочь в социальном, техническом и культурном развитии.

Марков составляет свой рассказ полностью из материалов, снятых советскими журналистами во время поездок в Африку. Ближе к концу становится понятно, что радужные картинки советско-африканской дружбы, которые рисует телевидение, не всегда соответствуют действительности, и время, когда Африка станет действительно независимой, еще далеко. Работа Маркова смотрится не только как назидательный урок из прошлого, но и как капсула времени, запечатлевающая взгляд полувековой давности на будущее человечества.

"Нет пути домой"

Перуанский режиссер Яэла Готлиб имеет еврейские корни, но попала на свою историческую родину лишь в зрелом возрасте. Однако, может, не такая это и родина? Ее отец Роберт переехал в Израиль в 1958 году, для этого ему пришлось отказаться от румынского гражданства. Он прожил там всего четыре года и после Шестидневной войны перебрался в Перу. Яэла хочет восстановить путь своей семьи с помощью воспоминаний отца и Google Maps, однако в его рассказе далеко не все сходится.

Режиссер пытается понять свою идентичность и разгадать тайну отца, которая, как ей кажется, может помочь ей стать ближе к нему и объяснить для себя причины его ярого национализма и нежелания говорить о своем прошлом. Фильм довольно минималистичен — он практически никогда не выходит за рамки квартиры Яэлы и ее отца, а также за монитор компьютера, с помощью которого она закрывает пробелы в прошлом и географии (это практически Screen Life, за который так ратует Тимур Бекмамбетов). Несмотря на ограниченность в средствах, Готлиб удается создать увлекательный нарратив, который, к сожалению, ведет к весьма неутешительным выводам.

"Путешествие Пати"

Уже не секрет, что аборигенам, лишенным их территорий и привычного образа жизни, непросто живется в рамках современных государств, которые подчинили людей своей воле. Еще тяжелее приходится женщинам в этих сообществах, лишенным права даже на элементарное образование. Пати из народа уичоли в Мексике своим существованием доказывает, что выход из этого порочного круга все-таки существует. Оказавшись свидетельницей насилия в детстве, Пати делает все, чтобы ее дети не столкнулись с тем же. Однако ее амбиции простираются гораздо дальше личных интересов. Она борется за права женщин в сообществах аборигенов и становится одним из голосов кандидата в президенты Марии де Хесус Патрисио Мартинес — правозащитницы и первой аборигенки, претендующей на президентское кресло. Режиссер Сантьяго Педроче перемежает мирные картины быта Пати и ее мужа, так же, как и она, окончательно отказавшегося от принципов мачизма, и эмоциональные сцены из политической жизни героини, борющейся за будущее своих детей.

"Прятки"

Кажется, что стереотип о криминальном Неаполе продолжает жить только в фильмах и сериалах, однако реальность свидетельствует об обратном. Город, особенно молодежь, по-прежнему находится под сильным влиянием мафиозных группировок, и сама государственная система лишает людей возможности начать новую жизнь. Режиссер Виктория Фиоре рассматривает эту политическую и социальную катастрофу на примере подростка Энтони, который только начинает свой путь на узких улицах Неаполя. Его бабушка Дора опасается, что мальчика ждет криминальное будущее, и, когда оцениваешь обстоятельства, в которых он оказался, кажется, что у Энтони действительно нет выбора. Его дед умер в тюрьме, бабушку не раз арестовывала полиция, и он не видел своего родного отца уже шесть лет — тот отсиживает срок в одной из городских тюрем.

Фиоре не может удержаться от романтизации Неаполя: невероятно атмосферные кадры одного из самых харизматичных и проблемных городов Италии, вечно прячущихся в тени высоких домов как будто скрывают мрачное предзнаменование. И карты Таро, которые раскладывает Дора, только подтверждают эти опасения.

"Чайла"

Сейчас ведется много разговоров о домашнем насилии, которые часто принимают весьма неприятный характер — во многих спорных ситуациях люди стремятся обвинить жертву. История 23-летней Чайлы, пытающейся убежать от партнера-абьюзера, предлагает взгляд на этот вопрос изнутри. Режиссеры Клара Тепер и Пол Пирритано, молчаливо наблюдающие за героиней, показывают не столько даже ее борьбу с системой, но путь к внутренней свободе. Убежав от домашнего насилия вместе с трехлетним сыном, она через короткое время возвращается в тот же самый дом, к тому же самому партнеру, чтобы пройти этот ад по новой. Фильм рассказывает, что движет такими женщинами, как Чайла, и почему вырваться из круга насилия далеко не так просто, как кажется на первый взгляд.

Тома Ходова