Два через два. Вампирский боевик «Дневная смена» стал хитом Netflix. Чем он напоминает любимые фильмы 1990-х?
Главный хит последней недели на Netflix — «Дневная смена», интонацией напоминающий «Джона Уика» вампирский комедийный боевик с Джейми Фоксом, который поставил каскадер Дж. Дж. Перри. «Лента.ру» восхищается тем, как точно эта картина наследует духу «Людей в черном» и «Блэйда».
Бад Яблонски (Джейми Фокс) работает чистильщиком бассейнов в залитой калифорнийским солнцем долине Сан-Фернандо. Однако вылавливание сачком мертвых енотов — лишь прикрытие. На самом деле Яблонски уже много лет работает охотником на вампиров, а живет с продажи выдранных у мертвых упырей клыков знакомому торговцу на черном рынке (Питер Стормаре). Однажды ровному быту Бада приходит конец: бывшая жена (Миган Гуд) в поисках лучшей жизни решает вместе с дочкой (Зион Броднэкс) переехать в другой город. Чтобы не лишиться родительских часов, Яблонски должен за несколько дней собрать 10 тысяч долларов. Ради этого он поступается принципами и отправляется в организацию охотников на вампиров, которую покинул много лет назад. По протекции старого друга Большого Джона (Снуп Догг) он получает унизительную работу в дневную смену и бестолкового напарника-стукача (Дейв Франко). Однако казавшаяся скучной служба приобретает остроту, поскольку на Бада начинает охоту вампирша Одри (Карла Соуса), дочь которой Яблонски убил во время последнего рейда.
Иногда кажется, что в 2007 году Квентин Тарантино и Роберт Родригес сорвали с петель какую-то специальную дверь, разделявшую мир респектабельного кинематографа и трэш-фильмов, которые определялись категорией «грайндхаус». Во всяком случае именно так называлась их дилогия, премьера которой состоялась ни много ни мало на Каннском кинофестивале. Первая часть дилогии «Доказательство смерти» вышла на экраны, чуть-чуть опередив последний клоунский эпик — «Беовульфа», которого написал для Роберта Земекиса бывший подельник Тарантино Роджер Эйвери. Вместе эти картины (плюс, конечно, «Планета страха» Родригеса) окончательно уничтожили в мейнстриме грань между хорошим и плохим вкусом. Брюс Уиллис именно с той поры начал сниматься во все более и более возмутительной дряни, а теперь подобного рода кинематограф дальновидно старается подмять под себя Netflix. Удачно выходит не всегда, сервис тянет на большой стиль и собственную бондиану, но получается все чаще «Серый человек». Зато вот ностальгические поделки с уклоном в треш получаются время от времени просто загляденье, как хорошо.
Первой черной как смоль ласточкой здесь стал, конечно, «Джон Уик» Чада Стахелски и Дэвида Литча. История славянского убийцы в исполнении Киану Ривза превратилась в забубенную и почти что фэнтезийную франшизу, а ее авторы принялись развивать успех. В ближайшее время мы, надеемся, еще поговорим про «Быстрее пули» Дэвида Литча с Брэдом Питтом, а пока на Netflix вышла «Дневная смена», продюсером которой значится тот же Стахелски. Режиссером фильма стал Дж. Дж. Перри, на счету которого, например, работа дублером Джорджа Клуни в «Бэтмене и Робине» и (что более важно) в «Блэйде» и «Баффи — истребительнице вампиров».
Весь этот опыт ощущается в первых же боевых сценах режиссерского дебюта Перри. Пусть ему не удалось заполучить на главную роль кого-то вроде Брэда Питта, но и у Джейми Фокса на счету все-таки есть «Оскар» за роль Рэя Чарльза. К тому же чернокожий охотник на вампиров — это сразу же аллюзия на того же «Блэйда» (в сиквеле, если он будет, хорошо бы появиться и Уэсли Снайпсу). Что касается собственно боев, то они поставлены вполне виртуозно. Упыри двигаются очень быстро и обладают сверхъестественной гибкостью, Бад Яблонски любит перед боем натянуть срезающие головы вурдалакам растяжки. В какой-то момент появляются два брата-охотника, напирающие на чеснок, — если плюнуть чесночной жвачкой в глаз вампира, можно надолго дезориентировать противника. Отлетающие головы и отрывающиеся руки здесь тоже есть. Снято, может, и не гениально, но вполне динамично.
Есть у «Дневной смены» и очевидное достоинство, которое выдает в постановщике-дебютанте автора, во-первых, смелого, а во-вторых, хорошо знающего, что нужно зрителям. Речь о тщательно выстроенном антураже. Первый же пролет камеры сопровождается мягким битом California Love Тупака Шакура и Доктора Дре, дальше в саундтреке будут Ol’ Dirty Bastard из Wu-Tang Clan и старый трек рок-проекта Айс-Ти Body Count. Все это совершенно не удивительно, учитывая, что Перри уже за пятьдесят, но такая бескомпромиссная верность юношеским вкусам (как и отсутствие желания угодить уже современной молодежи) сразу подкупает. Добавим к этому автомобильную погоню, даже по цветам отсылающую к аналогичной сцене из «Терминатора 2» и, разумеется, звездный выход Снуп Догга. Не будет преувеличением сказать, что долговязый рэпер — главное украшение этого и без того недурного фильма. Роль чернокожего ковбоя ему удивительно к лицу, хочется верить, что образ так или иначе получит развитие.
Все эти замечательные украшения, конечно, призваны скрыть некоторую банальность собственно сценария. Пара-тройка героев здесь не нужны ни за чем, кроме разгона хронометража, дуэт во вкусе «Смертельного оружия» и «Людей в черном» лишь намечен. Хороших шуток и хлестких фраз, западающих в память и формирующих культовый статус, нет и вовсе. Однако «Дневная смена» очевидно и не претендует ни на что, кроме развлечения на один вечер. В отличие от более амбициозных проектов Netflix, это фильм, который никому и ничего не доказывает — кроме приверженности расслабленному духу боевиков девяностых. В нынешние времена, когда от попыток больших высказываний ощутимо душновато, такое раздолбайство, пожалуй, вполне можно записать в список достоинств.
Фильм «Дневная смена» (Day Shift) вышел на Netflix