Как Ирина Скобцева сделала из Сергея Бондарчука знаменитого режиссера, а он из нее – звезду мирового кинематографа
22 августа исполняется 95 лет со дня рождения народной артистки РСФСР, музы и жены Сергея Бондарчука Ирины Скобцевой. Его творчество – это целая эпоха в отечественном кинематографе. Однако неизвестно, как бы сложилась судьба режиссера, если бы он не встретил свою будущую жену Ирину Скобцеву, в то время еще выпускницу Школы-студии МХАТ. О том, как начинающая актриса сделала из мужа знаменитого режиссера, а он из нее – звезду мирового уровня – читайте в нашем материале.
История этой семейной пары, которую считали самой красивой в отечественном кинематографе, напоминает авантюрный роман. И не только потому, что в течение нескольких лет Сергею Бондарчуку и Ирине Скобцевой приходилось скрывать свои отношения. С момента их первой встречи и практически до конца жизни им пришлось выдержать немало атак со всех сторон. Атаковали их «бывшие», и их партийные руководители, даже коллегам по кинематографу не давал покоя этот союз. Но они счастливо прожили вместе целых 37 лет, до последнего дня жизни Сергея Бондарчука.
Троллейбусное знакомство
Сама Ирина Скобцева вспоминала об обстоятельствах их первой встречи с Сергеем Бондарчуком так: «Мы познакомились за полтора года до съемок «Отелло» на троллейбусной остановке. А потом всю дорогу ехали вместе. Тогда у нас мозги и поехали. Мы в тот год виделись всего раза три. А уже потом вместе играли».
Съемки кинофильма «Ты мой восторг, мое мученье» (режиссер Юрий Рогов). Ирина Скобцева на съемочной площадке. Фото: Александра Конькова /ТАСС
Та встреча на остановке у киностудии имени Горького в Москве запомнилась Ирине Скобцевой еще и тем, что Бондарчук все время, пока они ехали в одном троллейбусе, нависал над нею, почти заключив в кольцо своих крупных, грузных рук. Поэтому, по ее собственным словам, на улицу она буквально выскочила, едва дотерпев до своей остановки.
Знакомство это явно запомнилось и Сергею Бондарчуку, который стал искать новой встречи с симпатичной выпускницей Школы-студии МХАТ. Вот еще одна цитата из воспоминаний Скобцевой: «Однажды я отдыхала в Доме творчества художников. И там очень известный тогда художник Ефанов, многократный лауреат Сталинских премий, написал мой портрет. Я в то время окончила МГУ как искусствовед и училась уже в Школе-студии МХАТ. Вскоре у Ефанова состоялась выставка в Академии художеств, где он выставил в том числе мой портрет. Он пригласил туда и меня. Как сейчас помню: я вошла в зал, а перед моим портретом стоит Сергей Бондарчук! Потом мы еще несколько раз встречались на Киностудии имени Горького, прежде чем совместная работа свела нас на съемках «Отелло».
Подстроенное венчание, или «Теперь ты от меня не отвертишься!»
Этот фильм сыграл особую роль в жизни Бондарчука и Скобцевой. Неожиданно для себя получив приглашение на роль Дездемоны, юная актриса с большим смущением выяснила, что ее партнером по съемочной площадке будет тот самый огромный парень из троллейбуса – Сергей Бондарчук. К тому времени тот был уже Народным артистом СССР. Он получил это звание по личному указанию Сталина в небывало раннем возрасте. В тот момент ему было всего 32 года. Но не звание смутило актрису, а то, что между нею и этим взрослым актером по всем признакам завязывался роман. Причем Бондарчук в то время был женат на актрисе Инне Макаровой, и этот брак был уже вторым в жизни знаменитого актера. Он даже успел стать отцом двоих детей от двух разных жен.
Роман между Бондарчуком и Скобцевой стал развиваться не сразу, а лишь после съемки сцены венчания. Когда весь основной материал фильма «Отелло» был отснят, режиссер Сергей Юткевич решил, что картине требуется эпизод венчания Отелло и Дездемоны. Чтобы снять ее, киногруппа отправилась в Ригу, где Сергея и Ирину обвенчал настоятель рижского католического собора.
«То ли ксендза не предупредили, что это будет киносъемка, то ли наши это подстроили, но он начал нас венчать и обвенчал по всем правилам, – вспоминала позднее Ирина Скобцева. – А когда мы выскочили наружу, Бондарчук мне сказал: «Ну, Скобцева, теперь ты от меня не отвертишься!»».
Как чиновники пытались усмирить Бондарчука
Два с лишним года Бондарчук и Скобцева жили тайной жизнью, изо всех сил скрывая свои отношения. Впрочем, это им плохо удавалось: мир кино слишком тесен. Очень скоро жена Сергея Бондарчука актриса Инна Макарова стала получать анонимные письма, рассказывающие об увлечении ее мужа. Да и среди знакомых находились те, кто делился с нею подробностями этого романа.
В браке состоял только Бондарчук. У Ирины Скобцевой за спиной остался короткий «студенческий» брак, заключенный ею с Алексеем Аджубеем. Он учился на искусствоведческом факультете МГУ, где в ту пору (еще до Школы-студии МХАТ) училась Скобцева. Юношеская влюбленность продолжилась свадьбой, но молодые жили вместе недолго. Вскоре Аджубей оставил жену ради другой женщины. Ею была дочь Никиты Хрущева Рада. Этот роман открывал Алексею путь в высшие сферы советской партийной элиты. А Ирина Скобцева осталась одна – пока не встретила Сергея Бондарчука.
Любовный треугольник решилась разрушить Инна Макарова. Она сама говорила позднее, что их брак с Бондарчуком был заключен по его инициативе, а их развод был исключительно ее решением. Однако в тот момент в дело вмешалось руководство советского кинематографа. Чиновников не устраивал еще один семейный скандал в подведомственной сфере. Бондарчука вызывали в ЦК КПСС и другие высокие партийные кабинеты: уговаривали, совестили и чихвостили. Но все было тщетно: его брак с Макаровой стремительно разваливался.
Чиновники от кинематографа били тревогу еще и потому, что к тому времени Макарова уже была знаменитой актрисой, и потому достойной парой для Народного артиста СССР. А у Скобцевой в багаже была пока лишь яркая роль Дездемоны. Правда, молодая актриса получила за нее титул «Мисс шарм Каннского кинофестиваля», а сама картина была отмечена в Каннах в 1956 году призом за лучшую режиссуру. Но этого было явно недостаточно.
Семейное кино, или Кто кому помог в карьере
Поздней весной 1957 года Инна Макарова все же развелась с мужем. Нажитое имущество осталось ей, в том числе и квартира, а Сергей Бондарчук с одним чемоданом переехал жить к Ирине Скобцевой. К тому времени она уже обзавелась двухкомнатной квартирой в Москве, куда перевезла из родной Тулы маму и бабушку. Они, вопреки всем слухам и сплетням, сразу же приняли Бондарчука в семью: называли его по имени отчеству и относились к нему с большим уважением.
Рассказывают, что бабушка Ирины Скобцевой приносила Бондарчуку уже прочитанные ею газеты со словами «Сергей Федорович, я подчеркнула то, что вам, возможно, стоит прочесть!», а мама с готовностью бралась перепечатывать рукописи зятя.
Слева направо: советские киноактеры и режиссеры Евгений Матвеев, Ирина Скобцева, Сергей Бондарчук, Нонна Мордюкова на XII Московском международном кинофестивале. Фото Анатолия Рухадзе и Николая Малышева /ТАСС
Много позже семью Бондарчуков стали обвинять в излишней семейственности, в стремлении режиссера непременно снимать в своих фильмах жену, а позднее и детей. Эти упреки были бы справедливыми, если бы не несомненный талант, который всякий раз демонстрировала на съемочной площадке Ирина Скобцева. Она и не могла иначе. По ее собственными словами, она прекрасно понимала, что если она не доиграет, допустит ошибку, то этот тотчас же вызовет очевидную реакцию. Все станут судачить, что режиссер Бондарчук снимает не актрису Ирину Скобцеву, а просто свою жену, которая не доросла до роли.
И если для Скобцевой брак с Бондарчуком действительно открыл возможность получить прославившие ее роли, то и для него жена стала настоящей режиссерской музой. И друзья, и недруги признавали, что именно она привела его к пониманию, что ему необходимо заняться режиссурой и съемками собственных фильмов.
«Судьба человека» и режиссерская судьба
Как вспоминал сам Бондарчук, киношное начальство в штыки встретило его идею экранизировать рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека». Ему откровенно говорили: «Куда вы лезете? Вам что, актерской работы мало?!» Но Сергей Бондарчук уже чувствовал: да, мало. Он хотел попробовать снимать свое собственное кино.
Впрочем, сомнения испытывали не только руководители Госкино. По воспоминаниям Ирины Скобцевой, даже Михаил Шолохов сомневался в том, удастся ли Бондарчуку воплотить героя его рассказа. «Ты знаешь, вот руки у тебя слишком интеллигентные», – говорит писатель.
Кинорежиссер Сергей Герасимов (слева) во время вручения Большого золотого приза Сергею Бондарчуку за фильм «Судьба человека». Фото Виктора Великжанина и Александра Конькова / ТАСС
Отступил он лишь после того, как Бондарчук, загримировавшись и одевшись в драный ватник и солдатские штаны с кирзачами, вошел в калитку к Шолохову. Увидев незнакомого солдата, тот сначала оторопел, а потом узнал и обнял актера со словами: «У, чертяка!»
«Судьба человека» открыла всему миру Бондарчука-режиссера. Фильм снискал самые лестные оценки критики, был благожелательно встречен партийным начальством в СССР и восторженно – кинозрителями. Теперь ни у самого Сергея Бондарчука, ни у его жены и музы не было сомнений: да, он должен не только сниматься, но и снимать! Уверенность эта была столь велика, что второй картиной стала знаменитая эпопея «Война и мир», принесшая ее создателям золотой «Оскар» – за лучший фильм на иностранном языке.
Съемки «Войны и мира» не только полностью раскрыли талант Бондарчука-режиссера, который впервые в истории отечественного кинематографа снял такое по-голливудски масштабное кино. В киноленте блистала и Ирина Скобцева, сыгравшая роль Элен Курагиной. А своих детей – Алену и Федора – супруги нередко называли «детьми войны и мира». Дочь родилась во время подготовки к съемкам первой серии картины, а сын – когда шла работа над последней, шестой серией.
Два главных обещания: не расставаться и молчать
Громкий успех «Войны и мира» подарил Сергею Бондарчуку возможность работать совместно с иностранными кинодеятелями. В 1970 году он в сотрудничестве с итальянцами снимает картину «Ватерлоо», через десять лет – кинофильм о гражданской войне в Мексике «Красные колокола». Вскоре появляется совместный чешско-немецко-польско-советский фильм «Борис Годунов». А последним в его жизни стал фильм «Тихий Дон»: Сергей Бондарчук начал и завершил свою режиссерскую карьеру экранизацией произведений Михаила Шолохова. К сожалению, законченный фильм он так и не увидел. Поскольку раньше он не имел дело с западной системой продюсирования фильмов, режиссер оказался втянут в скандал с перерасходом средств, выделенных на съемки итальянской стороной. 74-летний Бондарчук очень переживал. Он умер от инфаркта, не дождавшись возвращения отснятых пленок, изъятых по решению суда. Так что фильм вышел на экраны уже после его смерти.
Советский актер, кинорежиссер, сценарист Сергей Федорович Бондарчук (в центре) с членами съемочной группы во время перерыва между съемками художественного фильма «Война и мир» по одноименному роману Льва Николаевича Толстого. Фото: Александр Коньков/ТАСС
Как признавались позднее очевидцы, во время похорон Ирина Скобцева едва не бросилась в могилу Бондарчука. Потеря любимого мужа стала страшным ударом для актрисы. Ведь на протяжении почти четырех десятилетий вся ее жизнь была подчинена интересам общего с мужем дела. Она честно держала два данных мужу перед свадьбой обещания: никогда не расставаться с ним и гарантировать ему время от времени два-три дня полного молчания. Она никогда не трогала его заметки и записки, пусть даже лежащие в самых неожиданных местах: во время уборки эти бумажки обязательно возвращались туда, где их оставил Бондарчук. Она сопровождала его всюду и всегда: и на съемки, и в командировки, и даже в гости к детям от первых браков.
Спустя 15 лет после ухода мужа Ирина Скобцева пережила еще один тяжелый удар: от рака скончалась их старшая дочь Алена Бондарчук. «Сергею было одиноко там, наверху, вот ему и понадобилась наша дочь», – говорила вдова. И сейчас опорой ей служит сын Федор. Как она сама говорит, «теперь глава моего дома, моей души – сын Федя. Я могу посоветоваться с ним и во всем довериться ему». Так же, как она советовалась и доверялась целых 37 лет своему мужу, режиссеру и вдохновителю – Сергею Бондарчуку.