"Отпечатки" Напряженная драма Серафима Ореханова — одна из лучших премьер фестиваля, в которой безнадежность мира Оруэлла встречается с надрывной убедительностью Тарковского. На дворе 1953 год, героиня Ксении Раппопорт Ева работает "стирательницей" — подчищает с фотографий людей, которых забрали в НКВД. Суровая начальница Евы настаивает, что скоро это все кончится и нужно только потерпеть. Но уставшая и от работы, и от режима Ева решается на отчаянный шаг — пытается стереть главный источник воцарившегося зла. Страшный и актуальный сюжет, в котором удивительная Ксения Раппопорт — его сердце и главная удача. Несмотря на то, что картина выглядит самодостаточной историей, хочется помечтать о появлении на ее основе полного метра. Слишком хорошая режиссерская и актерская работы, чтобы не пожелать для этого сюжета большего хронометража. "Как с Максимом х(пип)ня случилась" Победитель в категории "Лучший сценарий". Дерзкая и злободневная сатира Виталия Дудника — выпускника Школы кино и телевидения "Индустрия". В центре истории - начинающий режиссер, который в отчаянных попытках снять бескомпромиссное и честное кино заключает сделку с совестью, оборачивающуюся необычным "проклятьем". Согласившийся "подчистить" свой сценарий, автор внезапно становится жертвой цензуры и за пределами съемочной площадки. Отныне весь звучащий в жизни мат буквально запикивается, неприличные жесты становятся расплывчатыми, а запрещенная продукция закрывается черными квадратиками. Теперь Максиму необходимо сделать выбор: продолжать прогибаться под требования продюсеров или отстоять себя вопреки всему. Главную роль в картине исполнил сам Дудник, но в фильме отличные эпизоды с приглашенными звездами в лице Константина Хабенского и Юрия Быкова. Старшие и более опытные товарищи служат дебютанту главным напоминанием о том, что помимо таланта режиссер должен еще и обладать внутренним стержнем. Смешная и в то же время серьезная история о вреде цензуры. "Слезы капали в фо-бо" Специальный приз жюри. Прекрасная комедия прошлогоднего победителя фестиваля Сергея Филатова, во время которой зал не переставал взрываться хохотом. Соня — талантливая, но невостребованная актриса, которой от безнадеги вынуждена устраиваться в "холодные продажи". Очередной звонок "по сценарию" оборачивается незапланированной импровизацией: на другом конце провода сентиментальный бандит Череп, безответно влюбленный в женщину босса. Из-за неразделенного чувства гангстер думает о самоубийстве. Вынужденная действовать не по сценарию Соня в полной мере демонстрирует свой артистический талант и спасает жизнь Черепа. Но на этом приключения девушки не заканчиваются. Приобретенные опыт и уголовный жаргон в непредвиденной ситуации помогают ей спасти еще одну жизнь, а также наконец-то обрести шанс реализоваться в профессии. Эксцентричная, бойкая и дико смешная комедия Филатова — редкий пример отличного юмора, по которому мы все так истосковались. "Тук-тук-тук" Дебютная работа Андрея Гордина — едва ли не самая пронзительная история из конкурсной программы X фестиваля "Короче". В квартире встречаются двое: молодой парень и возрастная женщина. С первых минут очевидно, что это их первая встреча, во время которой робеют оба. Но у недавно пережившей тяжелую утрату героини есть своя особая цель, а хозяин квартиры — хоть и незнакомец, но единственный человек, который способен смягчить образовавшуюся в ее сердце боль. Хрупкая и минималистичная история о человеческих связях и поиске близости в мире, в котором все конечно, кроме бессмертной любви. "Красная заря" Абсолютно непредсказуемый дипломный фильм Евгения Добророднова, который кажется наследником стиля Тарантино, но на самом деле куда ближе традициям современного южнокорейского кино с его ультранасилием, вплетенным в ткань драматического повествования. Главный герой (его сыграл сам Добророднов) отправляется в сельскую глушь, откликнувшись на просьбу бывшей девушки, у которой пропал новый парень. Начавшаяся как роуд-муви история оборачивается беспощадным в своей стилистике кровожадным хоррором о семье каннибалов. Теперь несчастный путник вынужден спасать не только преемника, но и самого себя. У фильма необычное операторское решение с часто статичной камерой и минималистичными мизансценами. Но эта аскеза удачно работает на сюжет, который может (и очень бы хотелось, чтобы смог) развиться до полного метра. Потому что за внешней жанровой бойкостью скрывается притча о круговороте насилия в природе. "Красная заря" награждена специальным дипломом жюри. "Унесенный в звездную глубину" Сразу две награды смотра: приз специального жюри фестиваля и победа в категории "Лучшая анимационная работа". Изумительная картина Сергея Анфиногентова — человека-оркестра, который собственными силами создавал картину на протяжении семи месяцев. После загадочной аварии на орбите астронавта уносит в глубины космоса. Но вместо ожидаемой смерти в недрах вселенной его поджидает удивительное открытие — аномалия, которая раскрывает ему секреты естества и таинственного космоса. На протяжении 22 минут перед зрителем разворачивается захватывающая история, частично похожая и на "Интерстеллар", и на "К звездам". "Унесенный в звездную глубину" — проект, который хочется увидеть в формате мини-сериала, потому что при всей красоте видеоряда истории не хватило раскрытия именно в ее драматургии. Интересно узнать побольше главного героя, которому при более близком знакомстве станет проще сопереживать. А также о его путешествии и, конечно же, космической сущности, которая дает понять, что человек — не одинок во вселенной. "Контактеры" Комичная миниатюра Анастасии Ворониной, выполненная в стилистике мокьюментари. Передача "Паранормальный Череповец" рассказывает о самых необъяснимых явлениях региона, часто разоблачая своих героев. Но участники нового выпуска ставят в тупик создателей шоу и его зрителей. Местный житель Алексей утверждает, что получил способность контактировать с инопланетянами. Пока телевизионщики выискивают подвох, ситуация обрастает новыми неожиданными подробностями. "Контактеры" — картина, которая обязательно придется по душе фанатам Тайки Вайтити ("Паранормальный Веллингтон" - его рук дело). Здесь абсурдное вступает в сговор с потусторонним, но все показанное на экране настолько смешно и гармонично, что с фильмом хочется побыть как можно дольше. И еще: исполнитель главной роли Никита Фролов — новый Саша Паль, артист с той же самобытной органикой и талантом быть смешным в кадре. "Рыбалка" Постановщик фильма Георгий Болдугеров был признан лучшим режиссером фестиваля. Главный герой картины — вышедший по УДО Олег (звезда "Чик" Сергей Гилев), который отправляется на рыбалку вместе с братом и их двумя малолетними сыновьями. Стихийный отдых оборачивается криминальной драмой: герои случайно находят в озере мертвое тело - и пока решают, стоит ли обращаться в полицию или есть риск, что их без суда и следствия сделают подозреваемыми, представители правопорядка сами их находят. На фоне взрослых внутренних терзаний, сдобренных хорошей комедией положений, разворачивается отдельная история, рассказанная с позиции детей, для которых долгожданная рыбалка — своего рода инициация и важное приключение. Именно этот синтез криминального анекдота и романа воспитания с парафразами из "Возвращения" Андрея Звягинцева превращает "Рыбалку" в многослойное произведение, в котором нашлось место и взрослому ужасу и детской радости. "Шурик" Родители оставляют маленького Сашу с его бабушкой (демоническая Роза Хайруллина), которая плохо ладит с окружающей реальностью и довольно быстро становится источником опасности для ребенка. В рамках квартиры родственницы мальчик пытается познать мир вокруг, заходя на запретный второй этаж и стараясь не захлебнуться в душе во время устроенной бабушкой "пытки". Постепенно саспенс нарастает и странное поведение героини обретает новый масштаб ужаса, поглотившего и ее саму, и крохотного Сашу. Картина Александра Самсонова — крепкая заявка на стильный хоррор в духе автора "Солнцестояния" и "Реинкарнации" Ари Астера. У фильма все прекрасно и с режиссурой, и с операторской работой, и с музыкальным сопровождением, которое автоматически шазамишь на финальных титрах. "На глубине" Отчасти биографичная анимационная работа Лизы Стариковой о дочери, которая вымаливает отца-подводника у моря, потому что ассоциирует стихию с монстрами и соперничает с ней за внимание родителя. А потом спасает папу, не умеющего жить на суше и страдающего без любимой воды. Пронзительная и чувственная история о крепких семейных связях и детской оптике, которая, с одной стороны, все гиперболизирует, а с другой — подмечает магию, не очевидную взрослому взгляду. ^^^^^^ Также в рамках фестиваля состоялось награждение студентов киношкол, принявших участие в новоорганизованной творческой лаборатории смотра. Победителем в номинации "Лучший фильм" стала работа "Первая охота" Екатерины Бартовой, приз за "Лучшую идею" получил фильм "Духота" Вячеслава Беломестных, а "Лучшим режиссером" был признан Владислав Емелин за фильм "Четверг — Рыбный день".