Англосаксы объявили войну еще и российским алмазам
В марте нам влупили очередной «алмазный» пакет санкций. В нем решили ударить по нашей алмазной промышленности.
Естественно, торпедировать российские алмазы решили с подачи основного конкурента нашей страны – международной корпорации De Beers («Де Бирс»), контролируемой ранее англичанами, а теперь еще и американцами. Какое-то время компания контролировала 95% всех алмазных месторождений планеты. Но пришли другие времена, взошли другие имена.
На сегодняшний день De Beers продолжает оставаться лидером только по стоимости проданных алмазов, но не по их качеству. Сегодня ее доля на алмазном рынке – 37%. Чуть больше трети. Второе место занимает российская АЛРОСА («Алмазы России») – около 27%. Третье – австралийская Rio Tinto. Все три компании контролируют около 70% мировой добычи алмазов.
В годовом отчете АЛРОСА за 2022 год сообщается, что компания продавала алмазы в Бельгию, Индию, ОАЭ, Израиль, КНР и Гонконг, а также в страны СНГ. Граненые алмазы из России популярны во всем мире, в том числе в той же Америке, ювелиры которой устали от изъянов камней, добытых в африканских карьерах.
И теперь доля США в стоимостном объеме сбыта по сравнению с бриллиантами АЛРОСА ничтожна – всего 3%.
Кроме алмазов, АЛРОСА продает еще и бриллианты. Основными потребителями российских бриллиантов были толстосумы из Бельгии, Израиля и Эмиратов. Ежегодно в каждую страну уходили десятки миллионов карат на миллиарды долларов.
95% добываемых в мире алмазов проходят огранку в Индии. Алмаз – материал сверхтвердый. Он тверже стали. Индийцы придумали какую-то хитрую технологию обработки камней, которая придает им королевский блеск и красоту. И держат эту технологию в страшной тайне.
«АЛРОСА уделяет большое внимание экологическим и социальным вопросам и соответствует самым высоким стандартам корпоративной социальной ответственности», – отмечают к компании. На эти деньги в Якутии (здесь добываются алмазы) строятся дороги, школы и больницы. «Жизнеобеспечение миллионного населения Якутии полностью зависит от стабильности добычи алмазов в регионе», – говорится на портале компании.
А так как якуты трепетно относятся к окружающей среде, то АЛРОСА тратит деньги и на охрану окружающей среды, защиту воды и почвы. А не так давно создали специальный парк для защиты северных оленей и других диких животных.
И теперь все это американцы решил нам обрубить своим санкциями, объявив наши алмазы «кровавыми».
«Кровавые алмазы»
«Кровавыми» называют так называемые «конфликтные камни», добытые на территории ведения военных действий. Деньги от продажи таких камней, как правило, шли на оружие, спонсирование нелегальных террористических организаций. Речь шла об алмазах из Анголы, где до 2001 года шла гражданская война.
Согласно проверкам и отчётам в 1980-х годах пятая часть от всех добытых бриллиантов были конфликтными. И соответственно, пятая часть всех денег от продажи драгоценных камней шли на нелегальные цели.
В 1998 году ООН приняла резолюцию, запрещающую покупку конфликтных алмазов. В результате к 2004 году незаконная продажа алмазов (по официальным данным) снизилась до одного процента. После была подписана еще масса резолюций, принята масса решений, чтобы улучшить ситуацию. В список стран, которым запретили продажу бриллиантов, вошли конфликтные Либерия и Сьерра-Леоне. А теперь еще и Россия.
Что делать
Кто виноват в введении санкций против наших алмазов и бриллиантов – понятно. Чего хочет De Beers – тоже: стать монополистом на алмазном рынке, вытеснить основного конкурента и впаривать теперь уже «в одно жало» всем толстосумам планеты свою некачественную (по сравнению с нашими алмазами и бриллиантами) продукцию.
Вопрос дня – в другом. Что нам-то при всем при этом делать?
Первое. Ориентироваться на другие рынки сбыта. В первую очередь – на Индию и Китай. Это три миллиарда человек. Почти половина личного состава Земли. Плюс почти вся Юго-Восточная Азия – Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Мьянма, Малайзия, Таиланд, Сингапур, Бруней, Индонезия – далее по тексту. Плюс практически вся Латинская Америка. Итого – еще без малого миллиард.
Во всех этих странах тоже хватает миллионеров и миллиардеров. И у них тоже есть мамы, жены, дочери и любовницы, падкие на красивые изящные камушки, ублажающие женский взор. Как говорится, красиво жить не запретишь. Надо только развивать у них «алмазную культуру», которая там, мягко говоря, не на сам высоком уровне. Это не Бельгия и не Арабские Эмираты.
Каким образом? А вот это уже – второй вопрос.
В 1946 году, видя, что их вытесняют с рынка, De Beers провела мощную рекламную кампанию, которая у специалистов по маркетингу считается одной из самых успешных в мире. Главным слоганом этой компании был парафраз «Diamonds are forever» – «Бриллианты навсегда». Слоган, кстати, вполне себе посредственный. На «троечку». Тем не менее, проведенная кампания резко повысила продажу рекламируемого продукта и кардинально изменила статус товара. Из редкого, элитного объекта бриллиант стал «традиционным» подарком на помолвку сначала на Западе, а затем и во всём мире. Типа «ну какая же свадьба без нашего бриллианта»?
Позже слоган этой компании использовался в качестве названия фильма «Бриллианты навсегда» в сериале про Джеймса Бонда. Фильм был частично спонсирован De Beers. И одним из условий кампании было участие в фильме Шона Коннери.
Кто нам мешает сделать нечто подобное? Или снять, например, нашумевший сериал – вместе тем же Болливудом или какой-нибудь китайской кинокомпанией? Сотни актеров мира за «алмазные гонорары» в этих сериалах готовы будут бегать по джунглям и саваннам, прыгать со скал и с парашютом, стрелять из всех видов оружия, переворачиваться и падать в пропасть в горящих машинах, душить и убивать друг друга.
Но наши алмазодобытчики, как мне кажется, все эти годы предпочитали работать по-тихому, не привлекая к себе особого внимания. Мол, бриллианты любят тишину. Но времена-то изменились. И они требуют креатива в маркетинге.
Третье. Нам надо развивать параллельный экспорт алмазов. Примерно так же, как мы развиваем параллельный импорт. Американцы 11 марта запретили ввоз в страну российских алмазов. Однако этот запрет применяется только к российским необработанным алмазам. Но обрабатываем-то мы их в Индии. А после огранки страна их происхождения меняется.
Алмазы, добываемые в России, теперь помечают как индийские. Да и без этого можно напридумывать немало схем. Придется иметь дело со специалистами, которые в мире контрабанды драгметаллами и драгоценностями чувствуют себя, как рыба в воде. Это не очень приятные люди. И чаще всего не самые законопослушные. Это, может, самые настоящие сукины дети. Но это теперь будут наши сукины дети. И они будут полезны для нашего бизнеса.
Четвертое. Надо создавать и проводить свои алмазные выставки, презентации и аукционы – и в России, и за рубежом. Для этого у нас за границей есть куча представительств и масса возможностей. Здесь тебе и посольства, и всевозможные торгово-промышленные палаты, и площадки Россотрудничества, и много чего еще. В некоторых странах российские посольства – это целые микрорайоны.
Пятое. Ну и, конечно, надо вступать в информационную войну по дискредитации своего соперника. Тем более что он этого достоин – с неважным качеством своей продукции. Однако это самое сложное.
Парадоксально, но факт – в век информации информационная война как часть гибридный войны остается нашим слабым местом.
Кстати, мне до сих пор решительно непонятно, почему в информационных войнах не задействуется поистине колоссальный потенциал наших известных на весь мир карикатуристов. Если "алмазных" денег в Якутии хватает на дороги, мосты и тоннели, то уж на современных Кукрыниксов точно могли бы найтись.
В этой войне не грех использовать и зарубежные площадки. То же французское издание "Шарли Ебдо" могло бы забросать De Beers своими ядовитыми карикатурами, способными вызвать у своих читателей (а это – миллионная аудитория) взрыв сардонического смеха. Тем более что для французов подгадить своим вечным историческим соперникам - англичанам («краснорожим обезьянам с островов», как они их называют) – святое дело. Ну, так надо сделать предложение, от которого они не смогут отказаться!
Вы скажете – это аморально? Возможно. Но невозможно играть в карты по-честному с профессиональными шулерами. Это война, а не балет.
Да, сегодня у нас опыта дискредитации противника немного. А ведь была целая медиа-империя. Но то, что было – утеряно тридцать лет назад. Однако когда-то надо начинать – если хотим выиграть рынок. В том числе, и алмазный.