Войти в почту

Кто старое помянет: 6 худших трендов, которые мы подхватили из-за ностальгии

Вы уже могли заметить, что новая музыка в основном похожа на старые поп-хиты, а совсем новые фильмы выглядят выцветшими — как будто их пропустили через старый фотофильтр. Это не кажется, и не время пить таблетки: теперь в шоу-бизнесе так все устроено. И если раньше поход на ретро-дискотеку был уделом тех, кто пытался наладить виртуальную связь с музыкой далекого детства, то теперь все гораздо серьезнее. Поговорим о трендах, которые породило всеобщее увлечение ностальгией и продукцией тех времен, когда в поп-культуре вертелись серьезные деньги, про абьюз никто не говорил, все было наивнее, проще, а главное — прибыльнее. Добро пожаловать на ретро-шоу, которое мы заслужили!

Кто старое помянет: 6 худших трендов, которые мы подхватили из-за ностальгии
© Super.ru

Раньше было возможно многое, это правда. Представьте сейчас романтическую комедию, где главный герой едет терять девственность с друзьями или, скажем, пытается овладеть американским пирогом. А ведь еще была реклама дезодоранта с девушкой, которая бросается на пахнущего свежестью мужчину в продовольственной лавке, как тигрица. Дикие времена? Сейчас их в полной мере заменила ностальгия, которая помогает авторам говорить о том же самом, но в стилизованной форме. Ностальгия стала инструментом искусства и перестала быть простым умилительным чувством.

Старые песни о главном

Если в современном мире нет новых ярких песен, которые можно петь в караоке с закрытыми глазами, значит, они уже все написаны? Возможно, так и размышляли создатели «Очень странных дел» — и начали снова продавать хорошо забытое старое. Так, благодаря сериалу, «Running Up That Hill» Кейт Буш снова оказался в топе музыкальных чартов и напомнил современным инди-певицам, что без автотюна они никто. Туда же просочилась и Metallica — у них, правда, скакнули ввысь продажи маек. Да и вообще Metallica — очень красивое слово из прошлого, сейчас таких названий группам уже не придумывают.

Экологичная цифровая кровь

В современном мире люди все меньше общаются друг с другом. Но кровь на экране их мониторов льется рекой — правда, в основном она цифровая. Компьютерные эффекты помогают сэкономить на тратах и никто больше не режет животных в интересах искусства — в принципе, наблюдается экологичный тренд. Но настолько ли он приятен? В «Лиге справедливости» Чудо-женщина утюжит противников, как бульдозер, и количество цифровой крови намекает на то, что к происходящему на экране ну никак нельзя относиться серьезно. А если учесть, что все актеры обычно машут клинками на фоне зеленого экрана, есть серьезная вероятность, что все происходящее — реклама какого-то неведомого парка развлечений из далекого детства, когда можно было надеть на голову шлем и поучаствовать в реконструкции, скажем, поединка гладиаторов. То есть блокбастеры продают нам то, чего мы по каким-то причинам недобрали в казаках-разбойниках. Очень сомнительный тренд, в общем.

Синтезаторы, от которых никуда не деться

Еще с фильма «Драйв» пошла всеобщая мода на неон и синтезаторные меланхоличные песенки, которые как будто бы раскопали в аудиоархиве 80-х. Журналисты наморщили лбы и придумали оправдание: дескать, новая музыка благодаря синтезаторам позволяет вернуться в те времена, когда все было натуральнее, душевнее и роднее. Еще чуть-чуть и договорились бы до того, чтобы назвать ретро-вейв и сопредельные жанры фермерскими — настолько они удобные и полезные. Забойщиком в плане пропаганды синтезаторов является The Weeknd: он вместе с энтузиастом в области Даниэлем Лопатиным (также известным как Oneohtrix Point Never) на своей пластинке Dawn FM создает впечатление, что слушатель находится внутри видеоигры из 90-х. То есть лица встречных на улицах должны распадаться на пиксели, а в любой подворотне потенциально скрывается ночной клуб с дыбой и цепями. И снова: очень опасные ожидания.

Обесцвечивание и пожухлость

Яркие цвета людям определенно надоели. Всем хочется вернуться в мир ностальгии, старых фотокарточек, в мир, о котором воспоминания были не очень-то ясными и который невозможно восстановить даже при помощи машинки по выкапыванию скриншотов уже закрытых в Интернете сайтов. Так, кстати, и до переосмысления Библии недалеко, и некоторое время работа в этом направлении велась в фантастическом сериале «Воспитанные волками», где Адама и Еву превратили в опасных роботов. Использование сепии и сереньких кадров начало «накрывать» и уже раскрученные сериалы, которые при помощи внешних эффектов стараются быть более модными с визуальной точки зрения. Возьмем «Декстера»: в первом сезоне — это кровища и угар. «Декстер: Новая кровь» — это вообще не кровь, это монохромная калька какой-то скандинавской малобюджетки.

Фальшивые биографии против Википедии

Ностальгия по временам, когда секс был опасным, а люди в принципе вели себя понаглее, привела к реанимации целой группы героев из 80-90-х. Тогда жизнь знаменитостей напоминала сюжеты Animal Planet: звезды говорили, что хотели, а журналистам доставались лишь жалкие обрывки прямой речи. Появления секстейпов вообще было громом среди ясного неба. А теперь пропагандисты ностальгии выкапывают старые интригующие истории типа биографии фигуристки Тони Хардинг в «Я, Тоня» или заново перелопачивают сюжеты с группой Mötley Crüe. Три года назад появился невозможный «Компромат», в этом все смотрели «Пэм и Томми», где Лили Джеймс и Себастьян Стэн изображают идеальную пару конца XXI века — Памелу Андерсон и Томми Ли. Конечно, это никакая не биография: Памела отказалась смотреть даже трейлер, не говоря уж о помощи в создании. Томми Ли просто нужен любой пиар, так уж он устроен. В результате появилось ностальгическое нечто по материалам прессы и интернета, которое в голове у зрителей закрывает тему, связанную с секстейпами и отбивает интерес даже к чтению Википедии на этот счет — настолько картонно и нелепо все показанное на экране.

Несуществующие схемы поведения

Увлечение ностальгией, безусловно, прибыльно. А где прибыль, там и эксплуатация. Чем проще схема, связанная с обыгрыванием старых времен, тем эффективнее она работает. В сериале «Эйфория» восстановлены 90-е, которых никогда не было. Подростки не только там красиво кручинятся и пребывают в наркотических ломках, но и предлагают неприятные схемы поведения. Не считали в России, но за рубежом отмечается массовый косплей героев сериала: многочисленные поклонники вывели в тренды скучный и вязкий современный неосоул, который время от времени звучит на экране, где речь вообще-то совсем о другой эпохе. Плюс многие начали вести себя как люди с наркотической аддикцией — то есть гипертрофированно отстаивать свое право на удовольствие, личные границы и, наверное, ностальгию тоже. Ведь от передоза ностальгии в современном мире еще пока никто не умирал. По крайней мере, пока.