Войти в почту

В День российского кино Главархив рассказал о жизни отечественной киноиндустрии в 60-е годы XX века

День российского кино занимает заслуженное место в календаре праздничных дат, ведь первый киносеанс в нашей стране состоялся еще в XIX веке – 4 мая 1896 года. А первый в истории России фильм “Понизовая вольница” о Степане Разине режиссера Владимира Ромашова был представлен зрителю в октябре 1908 года. В скором времени отечественный кинематограф завоевал огромную аудиторию, а имена десятков российских кинематографистов были вписаны в историю не только отечественного, но и зарубежного кино. В Главархиве сохранился ряд документов о развитии отечественного кино. Например, это список кинокартин, выпущенных на экраны города Москвы в 1946 году: “Пятнадцатилетний капитан”, “Небесный тихоход”, “Беспокойное хозяйство”, “Сын полка” и многие другие.

В День российского кино Главархив рассказал о жизни отечественной киноиндустрии в 60-е годы XX века
© Главное архивное управление города Москвы

В 1960-е годы на всех киностудиях Москвы кипела работа. В Главархиве сохранилась Справка отдела культуры МГК КПСС о производстве кинофильмов на московских киностудиях, посвященных 50-летию советской власти. Деятели искусства, как и все работники московских киностудий, активно готовились к всенародному празднику. Характерной чертой времени были массовые торжественные мероприятия по празднованию новых достижений страны или юбилейных дат. 50-летие Октябрьской революции было одной из самых значительных дат для новой истории советского общества. Юбилею советской власти были посвящены такие фильмы, как “Неуловимые мстители”, “Сердце матери”, “Подвиг”, “Один день великой жизни” и другие ленты. Всенародную любовь завоевала лента “Неуловимые мстители”. Режиссер Эдмонд Кеосаян вспоминал, что хотел снять что-то в духе боевой сказки для своего сына Тиграна, сейчас известного режиссера. Картина “Неуловимые мстители” вышла в лидеры советского проката в юбилейном 1967-м году. В общей сложности 54 миллиона зрителей посмотрело фильм, положивший начало новому советскому жанру “Истерн” (от английского слова east - восток).

Впрочем, согласно справке, многие именитые режиссеры были целиком и полностью погружены в собственные творческие планы, не всегда привязанные к памятным датам. Так, Иван Пырьев разрабатывал сценарий по роману “Идиот” Федора Достоевского, Александр Захри выпускал “Анну Каренину” по роману Льва Толстого. 

А съемочные группы фильмов “Щит и меч”, “Первый курьер”, “Весна на Одере” давали обязательство закончить съемочный процесс побыстрее, уже в будущем 1968 году. С опережением шла работа над фильмом “Возмездие” по роману Константина Симонова “Живые и мертвые”, посвященному освобождению Сталинграда и описывающему взаимоотношения близких людей, которых разлучила война. Помимо съемок новых фильмов, творческие коллективы собирались на конференции, обсуждали итоги работы за год и планы на будущее совместно с Союзом кинематографистов СССР.

 

Интересное замечание сделано в справке отдела культуры. Так, по мнению автора, в тематических планах студий на 1968-й год по существу не предусмотрены фильмы о современной молодежи города и села и их роли в жизни общества. Любопытно, что “Июльский дождь” и “Андрей Рублев” были отнесены в записке к тенденциозным фильмам, где было продемонстрировано “одностороннее раскрытие советской действительности и историческое прошлое нашей Родины”. Сегодня считается, что “Июльский дождь” – один из немногих фильмов, который открывает для зрителя жизнь молодежи 1960-х годов, а “Андрей Рублев” – признанная классика мирового кино, повесть о становлении великого мастера-иконописца.

А к еще одной юбилейной дате – Дню пионерии 19 мая – был организован целый фестиваль любимых фильмов для детей и подростков. В Постановлении секретариата МГК ВЛКСМ о проведении кинофестиваля ко Дню рождения Пионерской организации указаны такие картины, как “Добро пожаловать, или посторонним вход запрещен”, “Республика ШКИД”, “Тимур и его команда”, “Дети капитана Гранта” и другие произведения отечественного кинематографа.

Сегодня фильмы советской эпохи, перечисленные в документах из фонда Главархива, составляют золотой фонд отечественного кино. Даже критикуемые в записке МГК “Андрей Рублев” и “Июльский дождь” стали любимыми картинами для многих поколений людей нашей страны.