«Преступления будущего»: каким получился возможно последний фильм Дэвида Кроненберга

Первого сентября на экраны российских кинотеатров выходит новый фильм канадского режиссера Дэвида Кроненберга «Преступления будущего». В картине, снятой одним из самых известных мэтров независимого кино, задействованы звездные актеры Вигго Мортенсен, Леа Сейду и Кристен Стюарт, а музыку к ней написал выдающийся композитор Говард Шор. Тем не менее, перед походом в кино стоит хорошенько подумать. Хотя бы для разминки. Потому что после окончания сеанса думать придется еще больше.

«Преступления будущего»: каким получился возможно последний фильм Дэвида Кроненберга
© Слово и Дело

Что там на экране

Режиссер независимого кино Дэвид Кроненберг независим тем, что он никому ничего не должен. И в первую очередь — зрителю. Поэтому ориентироваться на такой ярлык, как боди-хоррор при выборе «Преступлений будущего» в качестве цели похода в кинотеатр не стоит. Элементы хоррора, в картине, разумеется, присутствуют. Но правильнее будет называть ее фантастической. Причем речь идет о любимом Кроненбергом ретрофутуризме. По сюжету в мире будущего люди столкнулись с синдромом ускоренной эволюции, что привело к появлению многочисленных мутаций, а также практически перестали чувствовать боль. Центральными персонажами являются художник-акционист Сол Тенсер и его ассистентка Каприс, которые организуют перформансы хирургического содержания. Тенсер выращивает в своем теле новые органы, которые Каприс впоследствии удаляет при большом стечении зрителей. Вскоре эти представители искусства будущего попадают в борьбу повстанцев-эволюционистов с правительственными спецслужбами, стремящимися, как и положено представителям власти, контролировать население. Но принимать ту или иную сторону не спешат. Визуальная часть картины вобрала в себя эстетику и приемы, характерные для предыдущих фильмов Кроненберга. Видно, что 79-летний режиссер (на момент съемок ему было 78) не утратил контроля над съемочной площадкой. В картине сложно найти производственные шероховатости, да и нет смысла этим заниматься. Великолепная игра актеров, виртуозная операторская работа и звуковое сопровождение; «Преступления будущего» — мастерски снятый фильм. Если позволяет знание английского, то лучше всего смотреть в оригинале. Все актеры первого плана играют не только лицом и телом (здесь отдельный поклон Кристен Стюарт), но и голосом. Но «Преступления будущего» — это не оживший на экране аттракцион, вроде «Пиратов Карибского моря», и не экранизация любимой книги, наподобие трилогий Питера Джексона. Дэвид Кроненберг снял очередной манифест человечеству. И, возможно, последний.

Подведение итогов?

Сорок с лишним лет назад, в 1970 году начинающий, но подающий большие надежды канадский режиссер Дэвид Кроненберг снял научно-фантастический фильм «Преступления будущего». В аннотациях к его же картине 2022 года принято писать, что эти два фильма никак не связаны друг с другом. И формально так и есть. Но кто поверит, что заслуженный мастер, выбирая название для своей новой картины, просто подумал, а не прилепить ли к ней уже проверенный вариант? Тем более, что его творение сорокалетней давности мало кто видел. Новые «Преступления будущего» не являются продолжением или спин-оффом предыдущих. Это их зеркальное отражение. Только тогда, в 70-х, человечество у Кроненберга утратило больше, чем могло отдать — в результате применения неких косметических средств или процедур гибнут все женщины детородного возраста, а после болезнь начинает поражать и мужчин. Теперь мэтр предлагает нам мир, в котором люди получили больше, чем могут проглотить — новые возможности организма, способного, к примеру, питаться пластиком. Согласиться с таким взглядом невозможно. И в том и другом фильмах главный герой остается не затронутым глобальными изменениями и пытается осмыслить происходящее, найти какой-то путь для возвращения к «нормальности». И оба в конечном итоге приходят к принятию непреодолимости катастрофы. Пусть и с разных сторон. Зеркальность этих двух произведений искусства проявляется даже в мелочах. В последней сцене старого фильма горькая слеза осознания неотвратимой смерти стекает из левого глаза Адриана Трипода. А «Преступления будущего» 2022 года заканчиваются аналогичным кадром, только примирившийся с неизбежностью новой жизни Сол Тенсер роняет слезу из правого глаза. Все это наводит на мысль, что Дэвид Кроненберг окончательно утвердился в мысли, что как бы ни менялось человечество, это неизбежный процесс, который не просто невозможно, но и опасно пытаться повернуть вспять. И поэтому стоит сходить и посмотреть «Преступления будущего». Ведь, возможно, такого больше не будет.