Загадочный портрет: кто изображён на картине «Неизвестная»
Иван Крамской родился в Воронежской губернии в семье писаря. Мальчик любил читать и рисовать, он брал карандаш и зарисовывал всё, что видел вокруг.
Трудиться ему пришлось с раннего возраста, с 13 лет он работал в фотоателье, где с помощью акварели ретушировал снимки.
С хозяином-фотографом он много поездил по России, и когда однажды прибыл в Петербург, решил остаться в этом замечательном городе, и вскоре поступил в Академию художеств.
Так стала реализовываться его заветная мечта: он с детства хотел профессионально заниматься живописью. Со временем, с друзьями-студентами, Иван принял участие в создании «Товарищества передвижных художественных выставок».
Больше всего у Ивана удавались портреты, а его любимой техникой стала графическая.
Иван Крамской. Портрет кисти И. Е. Репина, 1882 год. Фото Википедия
В 80-е годы 19 века были написаны его лучшие работы, а, между прочим, в это время на него выпало немало горя и испытаний: похоронил двух своих сыновей, сильно заболел и сам.
Именно тогда и родилась эта неожиданно бунтарская картина «Неизвестная».
Прекрасная незнакомка
«С кого же написана эта картина?» – интересовались у художника Ивана Крамского. «Неизвестная», – твердил он.
И до сегодняшнего дня это остаётся загадкой: нет ни единого документа, в котором бы говорилось имя тайной красотки…
Картина с изображением прекрасной незнакомки изначально вызвала неподдельный интерес и волнение: пришедшие в 1883 году на выставку Товарищества передвижников хотели знать, кто же изображён на картине. Предположений высказывали много, но они так и остались догадками.
Почему же тогда и на протяжении уже многих десятилетий любители искусства и простые обыватели пытаются разгадать историю появления этой картины, героиня которой пленяла и продолжает очаровывать своей красотой?
По сюжету: одетая по последней моде женщина одна в коляске едет по Невскому проспекту морозным утром. Красивая, изящная женщина с притягательным и немного надменным взглядом гордо смотрит с полотна. Большие чёрные глаза, пухлые губы, выразительные брови и пышные ресницы выдают восточную натуру героини.
Женственность особо подчёркивает её наряд, подобранный с особым вкусом: тёмно-синяя шубка, отороченная серым мехом, украшенная шелковыми лентами в тон шубе. Муфта не скрывает тонкие кожаные перчатки и массивные золотые браслеты на изящной ручке.
Завершает наряд берет, украшенный белым пером и жемчужинами. Такие шляпки под названием «франциск» в то время были очень модными.
Своим образом она буквально завораживает, от неё трудно отвести глаза. В глубоком застывшем взгляде «незнакомки» есть нечто неуловимое, за что её прозвали русской Джокондой.
Да героиня Крамского, несомненно, восхитительна. Она как царица гордо восседает в экипаже. Разрумянившуюся элегантную красавицу можно легко принять за даму высшего света.
Но дело в том, что в конце XIX века истинная аристократка никогда бы не надела только-только входящие в моду бархатное, украшенное мехом и синими атласными лентами платье-пальто «Скобелев» и эффектную шляпку.
Современники, увидев портрет, сразу поняли — на нём изображена дама полусвета.
Неизвестная, 1883. Фото Википедия
Все известные версии
Существует множество версий, кто же изображён на картине. Одни приписывали внешность «Незнакомки» Анне Карениной, которая была списана с дочери Пушкина Марии.
К слову, прообразы из различных художественных произведений подходили по описанию к этой величественной женщине на картине. Но, опять же, доказательств под собой никаких не имели.
В облике этой неизвестной находили общие черты с балериной Екатериной Числовой, которая была любовницей князя Николая Николаевича, другие утверждали, что дама на портрете схожа с балериной Анной Кузнецовой – содержанкой князя Константина Николаевича.
Были мнения, что неизвестная списана с крестьянки Матрёны Саввишны, с которой художник познакомился в Петербурге и открыто выражал восхищение её внешней красотой.
Ещё одна официальная версия: это портрет Екатерины Долгоруковой, который заказал сам император Александр II.
Доподлинно известно, Долгорукова изредка приезжала к Крамскому. Иногда он писал с других натурщиц, поэтому работал над портретом долго, а образ получился очень далёким от оригинала.
Именно к этой версии всё больше и возвращаются. Глядя на то, с каким пренебрежением героиня картины и демонстрацией нарушает правила света, можно сделать вывод, что она имеет уникальную поддержку самого государя.
Отношения княжны Екатерины Михайловны Долгоруковой с Александром II длились на протяжении 14 лет. Свою связь они считали благословенной свыше, неким Божьим даром, осознать и принять который дано только им двоим.
Эти мысли они часто выражали в своих письмах друг другу: изучив их переписку, а всего имеется почти 3500 писем Александра и 1500 писем княжны, историки пришли к выводу, что они имели своё представление о любви и свои способы выражения этого чувства.
Пара действительно часто нарушала правила этикета: княжна любила часто гулять одна.
Ещё большее возмущение публики вызывали её поездки вместе с любовником. Кто знает, может художник и хотел изобразить спутника слева от «Неизвестной», и тогда, возможно, версий было бы значительно меньше…
Екатерина Михайловна Долгорукова (Юрьевская). Фото Википедия
Любимица отца
На этом версии и легенды о картине не заканчиваются. Существовали догадки, что на портрете изображена дочь самого художника Софья.
Софья Крамская родилась предположительно в 1866-1867 году. Училась в простой гимназии, увлекалась с детства, как и отец, живописью.
И понимая, как важно поддержать эти начинания, отец постарался развить художественные навыки дочери, выступил в роли её первого учителя.
В юности Соня приобрела милые черты и настоящую женскую красоту. Отец часто в качестве модели выбирал свою любимую дочь. На всех его картинах она выступала красавицей с необычно глубокими глазами и завораживающим взглядом.
После смерти отца Соня не перестала писать картины, продолжила обучение у друзей и товарищей Ивана Крамского, какое-то время жила в Париже, где посещала живописную школу. Переняв опыт и традиции отца, она полюбила портреты и всегда имела много заказов.
Талант и слава привели её во дворец для написания царской семьи. Часто приглашали её к участию в выставках разного уровня. Она прославилась и своими миниатюрами, и книжными иллюстрациями, но со временем многие работы потерялись, и до сих пор их судьба остаётся неизвестной.
Впрочем, как и имя героини, изображённой на знаменитой и легендарной картине отца.
Крамской Иван Николаевич-Портрет Софьи Ивановны Крамской. Фото@kazanocheka.livejournal.com
Её участь заключалась, видимо, не только в том, чтобы будоражить умы любопытных ротозеев, но и вершить судьбы людские. Историки отмечали, что картина часто меняла владельцев и нередко приносила им несчастья.
Пришлось «Неизвестной» и много поездить по России и за рубежом, а в 1925 году она наконец-то нашла своё пристанище в Третьяковской галерее.
Её копии молниеносно раскупались, потому, как и в них было нечто очаровательное и волшебное, что заставляло вглядываться в душу и характер неизвестной красавицы.
Также рекомендуем вам прочитать ещё одну интересную статью: Тайны картин Леонардо да Винчи