Войти в почту

Представители киноотрасли предложили создать концепцию госзаказа в кино

Необходимо выработать концепцию госзаказа в кино. В рамках Московского международного кинофестиваля представители киноотрасли попросили Союз кинематографистов представить соответствующее предложение в администрацию президента и Минкульт.

Представители киноотрасли предложили создать концепцию госзаказа в кино
© BFM.RU

Первым пунктом в резолюции значится, что в основе концепции лежит тезис президента о поддержке важных для страны ценностей. Резолюция предполагает также организацию конкурсов на заявки по созданию сценариев по тематическим слотам, связанным с социальными задачами государства,— в перспективе эти сценарии будут реализовываться с господдержкой.

О других деталях проекта говорит президент Гильдии кинодраматургов Союза кинематографистов, сценарист и режиссер Алексей Алешковский:

Алексей Алешковский президент Гильдии кинодраматургов Союза кинематографистов, сценарист и режиссер «Не имеется в виду комитет по надзору, потому что смысл госзаказа, по крайней мере в том варианте, который мы обсуждали, — это как раз общие объединяющие ценности, которые должны быть акцептированы всеми. Это не то, что касается политической цензуры, моральной цензуры и так далее. Разумеется, если мы говорим о фильме, который создается при государственной поддержке, он вряд ли может содержать чернуху, порнуху и так далее, но это не о розовых пони, соцреализме и так далее. Наверное, главный критерий — это хорошая, качественная, настоящая, честная драматургия, которая должна отвечать задачам становления нормального и здорового гражданского общества».

Пока резолюция выглядит рамочной, с чрезвычайно общими формулировками. Оценить предполагаемый масштаб кинопроизводства и финансирования невозможно, отмечает кинокритик Максим Семенов:

Максим Семенов кинокритик «Даже ссылка на слова президента, который сказал, что национальная идея — это патриотизм, служащий развитию страны, настолько рамочная, что может означать что угодно. То есть под это определение могут подойти и фильмы Балабанова, Эйзенштейна, Звягинцева, Гайдая, Данелии и кого угодно, потому что в каждом фильме можно обнаружить некую гражданственность. Послужит ли гражданственность развитию страны? Ну, наверное, служит. Что-то более подробное мы можем показать, когда увидим слоты, о чем наши кинематографисты хотят снимать и интересно ли это государству. Что касается господдержки, я бы не стал заявлять, что господдержки вообще никакой не было. Есть и Фонд кино, который постоянно спонсирует и помогает различным картинам, которые так или иначе считаются общественно значимыми. Были гранты на создание фильмов и мультфильмов. Так что, мне кажется, это правда еще такая попытка напомнить о себе и сказать, что дайте и нам лишнюю копеечку, она нам в хозяйстве пригодится, а мы вам снимем чего-то невероятно патриотичное».

Российским фильмам, снятым по госзаказу, все равно придется конкурировать с иностранными кинокомпаниями, что означает масштабные затраты на производство либо невысокое качество конечного продукта, рассуждает киновед Андрей Дементьев:

Андрей Дементьев киновед «Это Советский Союз, там было Госкино — единый продюсер на всю страну. Советские кинофильмы — это был источник огромных доходов. Этот источник финансирования стоял на втором месте после алкогольного источника, сейчас такого не будет. Пока есть интернет, будет доступ к любым актуальным, современным блокбастерам, чего не было при Советском Союзе. И россйским творцам-кинематографистам все равно придется конкурировать именно с нынешними блокбастерами. Я ничего не имею против патриотического кино, но помню, что при таком подходе патриотизмом считались фильмы очень низкого качества. В Киеве прокатывалось так: например, весь день шел какой-нибудь «Укол зонтиком» с Пьером Ришаром в кинотеатре, на одном сеансе шел фильм Левчука от «Буга до Вислы», а весь день целиком записывали на Левчука. И таким образом отчитывались, что да, фильм получил зрителя, получил кассу. Если мы хотим такую схему возродить, это так и будет. Это потребует неподъемных финансовых средств. Или все фильмы будут делаться с урезанным, усеченным бюджетом на коленке, за пять копеек, с дешевыми спецэффектами и так далее».

Резолюция о госзаказе в киноотрасли пока официально не принята.