"ВолгаФест-2022": самые яркие события фестиваля в Самаре
Более компактный "ВолгаФест-2022" посвятили детству - тем, кто еще находится в этом возрасте, и "внутреннему ребенку" в каждом взрослом. Фестиваль прошел компактнее, чем в прошлом году, и по времени (одна неделя), и по пространству (пляж между Красноармейским и Вилоновским спусками с небольшим захватом набережной под маркеты). Кому-то такой формат показался более уютным, кому-то не хватило масштаба. Мнения, как водится, разные. Шесть дней на пляже можно было взаимодействовать с арт-объектами, слушать музыку и лекции, участвовать в мастер-классах и паблик-токах, смотреть спектакли и танцперформансы. Организаторы подсчитали, что за время "ВолгаФеста" через него прошли более 200 тыс. человек. Из-за камерности, а может, растущей популярности или просто из-за того, что слишком много самарцев в этом году остались на лето в городе, на некоторых локациях мест для посетителей явно не хватало. Автор этого текста с большим удивлением обнаружил в среду (!) полный амфитеатр на спектакле "Сказка о потерянном голосе". Чтобы покататься на воздушном шаре в выходные, нужно было ждать не один час. На раскопках скелета "Волгозавра" (якобы доисторического местного ящера) тоже собиралась очередь из детей, стремившихся ощутить себя заправскими археологами. Музейное царство Для маленьких участников основными центрами притяжения стали площадки самарских музеев, на которых было чем заняться и взрослым. В "Доме Волгаря" от музея имени Алабина можно было измерить себя в сомах, узнать, что самарчанки на рубеже XIX-XX веков шепелявили и назывались "шамарками", увидеть предметы быта прошлых эпох и поучаствовать в мастер-классах. Музей Модерна предлагал окунуться в подводный мир. Третьяковка в Самаре представила "ковер-самаралет", созданный из местных сюжетов. Здесь же под кураторством казанской художницы Зухры Салаховой плелась гигантская паутина арт-группы "Мягкий цех". В "Волшебном лесу" от Литмузея можно было пройти через сказочные испытания и послушать очень даже серьезные лекции филологов о недетских смыслах сказок. Голубь и волжская царевна Каждый вечер на главной сцене играли спектакль "Сказка о потерянном голосе" (режиссеры Сергей Кривчиков и Алексей Елхимов, хореограф Анастасия Шаброва, композитор Арсений Плаксин). Жанр специально созданного для этого "ВолгаФеста" представления обозначили как сайт-специфик. Впрочем, для сайт-специфика (спектакля, который может играться только в определенном месте) нетипично, что публика сидит. Чаще всего это более камерные проекты, где зрители самостоятельно изучают пространство. Сказочный сюжет тоже не самая распространенная история, такие спектакли чаще исследуют реальную историю места. Но в целом, особенно по сравнению с основным театральным шоу прошлого "ВолгаФеста", "Сказка о потерянном голосе" оказалась осмысленно вписанной в пространство пляжа и Волги. Даже закат Солнца должен был произойти в определенный момент спектакля. Пьесу написала Екатерина Пирка вместе с командой проекта по мотивам детской лаборатории под руководством Дениса Либстера. Ребята придумали персонажей - голубя без смысла жизни (актер Владимир Сухов), подводную волжскую царевну (певица Фефа), светлячков. В спектакле родилась история о царевне, управляющей восходами и закатами. Из любопытства она потянулась за Луной и потеряла голос. И теперь, чтобы Солнце снова взошло, ищет помощи у природных стихий - воды, огня и ветра. Сюжет представления оказался внятным, спецэффекты производили впечатление. Правда, некоторые маленькие зрители ждали, что Солнце взойдет прямо в финале спектакля, но этот эффект оказался не во власти постановщиков. "Дом Устинова" Хотя вся площадь фестивального городка была традиционно заполнена арт-объектами, интерактивных оказалось немного. Большой популярностью пользовался "Лес-лабиринт" московского архитектурного бюро "Дружба", в котором можно было забраться на башню, посидеть в гнезде и спрятаться от жары в улье. Как обычно, зажигал ижевский проект "Творческие дачи", чей пятиметровый уральский великан Алангасар попал во все социальные сети. По вечерам здесь разводили костер и разыгрывали ритуальное действо, в котором оживали волшебные звери. На краю фестиваля расположилась своеобразная лаунж-зона с музыкальной сценой "Дом Устинова" и "Дремучим лесом" от самарского бюро Pogodinrogov. Здесь предлагали отдохнуть на поляне, заставленной панцирными кроватями, и выйти на крыльцо, ведущее к Волге. Вписывалась в атмосферу места пляжная реинкарнация уже несуществующей чайной "Чайковский". И, конечно, музыка. За программу в домике на дереве отвечал московский композитор Дмитрий Устинов. Каждый день в 22.00 концерт со световой инсталляцией закрывал "ВолгаФест". Устинов выступал сольно или импровизировал с другими музыкантами, например с Дмитрием Буцыковым (балалайка). Вечерний джем оказался одним из самых атмосферных и нестандартных проектов этого фестиваля. Музыку по вечерам также слушали на главной сцене - романтический поп от группы "Парнишка", мультижанровый проект "Тима ищет свет", хип-хоп-бит от Free Flow Flava. Закрыл программу минималистичный лирический инди-поп в исполнении московской группы "Свидание". Пластик в искусстве Одним из самых необычных событий стал субботний аудиовизуальный перформанс "Микро:множество". Силами искусства (творческий дуэт Stain и композитора Петра Айду) здесь интерпертировали научные исследования, посвященные глобальной экологической проблеме, связанной с микропластиком. Визуальный ряд включал текстовые слайды с информацией, рассказывающей о повсеместном распространении этого материала, не подлежащего разложению. В остальном наука концентрировалась в Фестивальном клубе, где было много недетских разговоров о детстве. Здесь дискутировали подростки, психологи рассуждали о "внутреннем ребенке", читали лекции педиатры, лингвисты и педагоги. На "ВолгаФесте" было немало известных в своей сфере специалистов, порой выступавших в необычном амплуа. Например, директор музея-заповедника "Остров-град Свияжск" Артем Силкин читал свои "Свияжские сказки". Закрытие сезона Хотя в этом году организаторы учли опыт прошлого и по некоторым самым крупным проектам (например, спектаклю) хотя бы раз вывесили состав участников, в целом подачу информации о фестивале нельзя назвать идеальной. Подробности об отдельных событиях из группы фестиваля в соцсети "ВКонтакте" не полностью дублировали на сайт. Их можно было найти либо в отдельных постах, либо в полном расписании в неудобном PDF-формате. Хотя интерфейс web-страницы с программой по дням был несравнимо более комфортным. Можно было бы еще поворчать по поводу жары, которой организаторы явно не ожидали в конце августа и почти не предусмотрели укрытий. Но что там ворчать, когда рядом была Волга, а завтра наступит сентябрь - и месяцев восемь-девять о 34 градусах тепла мы будем только вспоминать. Сезон закрыт последним летним фестивалем.