Лекторий под открытым небом: Как прошёл фестиваль «Креспектива Фест»
Жаркий август в Калининграде традиционно оказался богат на фестивали. Это уже известные — «Калининград Сити Джаз», «Короче» и Kaliningrad Street Food. Однако в этом году впервые к ним добавился образовательный фестиваль «Креспектива Фест».
По субботам с 5 по 27 августа в Центральном парке культуры и отдыха проходил лекторий под открытым небом. Организаторы выбрали четыре направления: музыка, искусство и дизайн, кино и театр, мода и фотография. По каждому из них выступали местные креаторы, а также один специальный гость федерального масштаба., — Мы создали новое место притяжения умных, талантливых и творческих людей в районе, где исторически проходят музыкальные фестивали. Это очень большое достижение с точки зрения развития социальной функции парка и городской среды в целом, — говорит директор фонда креативных индустрий «Креспектива» Валерия Гусейнова., По словам Валерии, на лекции зарегистрировалось более 1000 человек, так как «Креспектива» научилась делать образование вовлеченным, интерактивным и праздничным. Таким образом, «Креспектива Фест» помог расширить круг аудитории фонда, но продвижение фестиваля стоило немалых усилий.
— Нам удалось получить колоссальную поддержку локальных СМИ и дружеских организаций в распространении информации. В день музыки нас поддержали Кафедральный собор и Сити Джаз, а в день театра и кино — «Фестивальная дирекция», — продолжает Гусейнова.
Публикуем короткий дневник первого фестиваля «Креспектива Фест»., День 1 — Музыка, Спикером открытия фестиваля 6 августа стал музыковед, музыкант инди-поп-группы OQJAV Ярослав Тимофеев. На лекции он рассказал, как на самом деле связаны классическая и массовая музыка.
— Очень многое пришло в поп-музыку из классики. И главное — что в современной поп и инди-музыке очень многое ещё можно сделать с помощью завоеваний классики. Это неисчерпаемый источник и, если продюсеры и композиторы будут им пользоваться, нас ждёт ещё много интересной музыки, — считает Тимофеев., Перед выступлением Ярослав
изданию Клопс, как работают законы музыки при создании аранжировок для кино.
— Кино — жанр по своей природе массовый, поскольку он тесно связан с бизнесом и зарабатыванием денег. В кассовом кино побеждает простая и сильнодействующая музыка. Если композитор владеет шаблонами и при этом пишет с каким-то индивидуальным подходом, он добьётся успеха. Например, таков Ханс Циммер, один из самых востребованных кинокомпозиторов, — говорит музыкант.
Но и это еще не все. В этот день куратор фестиваля Sound Around Kaliningrad Данил Акимов провел саунд-лекцию о звуковом искусстве. Он рассказал, где и как найти экспериментальную музыку в Калининграде. Презентовали Juke Box с Константином Неряйненым, покрутили диски с калининградской музыкой, узнали, какую песню чаще всего заказывают на этом музыкальном аппарате в баре «Ельцин». Арт-директор бара Костя Тращенков сказал, что трек «Модели» группы «Лаванда» самый популярный. А ближе к вечеру гости «Креспектива Фест» слушали диджей-сеты на виниле от DJ Ok Pal., День 2 — Искусство и дизайн, В субботу 13 августа перед зрителями фестиваля
художница, скульптор и перформер Мария Голышкина. Ей всего 21 год, а она уже успела посотрудничать с такими культовыми брендами одежды как Balenciaga, Marc Jacobs, Maison Margiela и стать героиней Vogue.
— В мире уже все придумали за нас. Яйцо рисовали тысячу раз, например, у Сальвадора Дали изображено яйцо, из которого выходит человек. Но с такой же эмоцией, с таким же посылом его уже никто никогда не нарисует. Конкретные идеи всегда витают в воздухе и посещают многих людей, но именно ваша интерпретация абсолютно уникальна, поэтому делайте то, чем полностью горите, — объясняет Голышкина., Девушка призналась, что ее вдохновляют абсолютно разные вещи — от полотен художников эпохи Возрождения до бытовых вещей вроде тарелок.
— Скучно, когда тебе приносят уже что-то красивое, и ты это фотографируешь. Гораздо интереснее найти красоту там, где её никто не видит. Важно доносить свои идеи так, как видишь именно ты. Я, например, обыгрываю их через сюр, метафоры, подвожу к донельзя стереотипным ситуациям, — утверждает художница.
Образовательную часть дополнили маркетолог Дарья Гусева с лекцией о маркетинговых шагах в искусстве. Создатель локального парфюмерного бренда 1339perfumes Игорь Булгар провел мастер-класс по созданию аромата. Он также рассказал о сотрудничестве с «Креспективой», которая в качестве креативного агентства соединила талантливый проект с компанией HOMMY и помогла выпустить аромадиффузоры с авторскими ароматами для дома. Гостям фестиваля было что послушать и о дизайне. Руководитель творческого объединения «Воля» дизайнер Василий Дриго погрузил аудиторию в мир типографики., День 3 — Кино и театр, Драматург, сценарист и писатель Валерий Печейкин — стал хедлайнером третьего дня фестиваля 20 августа. Еще совсем недавно он работал в Гоголь-Центре, который закрылся в Москве. Говоря об этом в
, Валерий сказал, что «всё произошло естественным образом, как смена времен года». И еще он рассказал, как справляется со страхом «белого листа».
— Если ничего не выходит, то нужно встать и пойти помыть посуду или заняться любыми другими бытовыми делами. И, уверяю, вдохновение придёт само, а вы в это время сделаете что-то полезное, — подчеркнул Печейкин., Во время лекции «Как возбудить в себе творчество» Валерий рассказывал, может ли торт являться искусством и как с помощью нейросети создавать музыку и тексты. А еще про то, в чём Бетховен и Агата Кристи искали вдохновение.
— Ролло Мэй в знаменитой книге «Мужество творить» 16+ называет творческий акт «встречей» — с языком, новым опытом или даже со смертью. Так вот, к встрече с творчеством нужно готовиться как к свиданию, — считает драматург.
Участников фестиваля также ждала серия танцевальных перформансов и актерская читка пьесы «Человек с Земли» от театральной лаборатории Act.Opus. Вечер завершился концертом группы Brodsky и кинопоказом от Любови Матюниной. Бонусом в воскресенье стала актерская читка пьесы «Шанс», которую провело открытое театральное объединение «НРЗБ»., День 4 — Мода и фотография, Эпичным завершением «Креспективы Фест» стало выступление дизайнера и создателя бренда одежды Vereja Игоря Андреева. В 2021 году он вошёл в «The Blueprint 100» – сотню дизайнеров, художников и других артистов, которые «будут создавать будущее». Со слушателями лекции в Центрального парке дизайнер поделился секретами создания успешного фешн-бренда в современных реалиях.
В интервью изданию «Королевские ворота»
Андреев признался, что интерес к моде у него возник с детства.
— Я родился в деревне, всегда был окружён ручным трудом. Начиная с работы в огороде, заканчивая выжиганием по дереву и строительством шалашей – всем, чем занят деревенский ребёнок. Лет до семи очень много времени проводил с бабушкой, про народные традиции узнал от неё. Плюс начал вязать, а вязание, так или иначе, соприкасается с традициями. Став старше, заинтересовался этим ещё больше, где бы ни был, ходил в краеведческие музеи. У меня не было цели сделать бренд, но вдохновившись русскими традициями, всё само собой вышло, — объясняет Андреев.
Дизайнер также рассказал, как ему удалось стать двигателем народной самобытности и продвигать фольклорные мотивы в своем бренде.
— Работая в индустрии, понимаешь принципы и всех знаешь. Первое время сам писал журналистам письма, в которых просил поддержать Vereja. Плюс я довольно крэйзи стилист. У меня никогда не было цели красиво нарядить человека, для меня важно, чтобы в кадре было что-то, что сможет напугать и заворожить. Чтобы человек, листая журнал или ленту в соцсетях, остановился именно на моей съёмке, — говорит Игорь., В последний день фестиваля фотограф Иван Князев познакомил зрителей с трендами современной фотографии, а художник Дима Чайка провел мастер-класс вместе с Игорем Андреевым. Финальным аккордом стал концерт группы Hellomishel.
Все эти дни на площадке фестиваля работал креативный маркет локальных ремесленников, который разместился в передвижном поп-ап шоуруме Inclus, ставшим витриной для презентации. Среди них были производители керамики, текстиля, украшений, полиграфии, декора. Там можно было встретить керамические кружки от бренда Sisechkas, скульптуры из войлока Натальи Оридороги и многое другое. Кураторами маркета выступила студия керамики «Лепим Жжем», которая также проводит фестиваль хендмейда «Дружба». Рядом располагалась фотозона, которая стала коллабом «Креспективы», Димы Чайки и производителя эксклюзивных ковров Soulrugs.
По мнению Валерии Гусейновой, самой удивительной деталью в дни фестиваля оказалась погода. Организаторы думали, что возможны дожди, а получили аномальную жару и не ожидали, что столько людей выберут не отдых на море, а «Креспективу Фест».
— Такие образовательно-развлекательные форматы очень важны для тех, кто живет в режиме креативности и постоянных проектов. Этих людей немало, а отдых на море или полное отключение от контекста, слишком расслабляет. После подобного ивента хочется «идти и делать» что-то новое, или по крайней мере думать в этом направлении. Плюс популяризация креатива в целом позволяет наладить диалог между людьми из категории «потребители» и теми, кто создает, — заключила Валерия Гусейнова.