Актёр Александр Пашутин: «В гостинице «Украина» было самое необычное свидание в моей жизни»
Народного артиста России Александра Пашутина, исполнившего в кино более 200 ролей, зрители знают прежде всего по картинам «Хождение по мукам», «Гардемарины, вперёд!» «Небеса обетованные», «Утомлённые солнцем – 2».
Каждого своего героя Александр Пашутин старается сделать ярким и запоминающимся, вдохнуть в него жизнь. Таков он и сам. Фото: кадр из фильма «Гардемарины, вперёд!» (1987)
Несмотря на возраст – в 2023 году Александр Пашутин отметит 80-летие, – он в прекрасной форме. Известный актёр рассказал, что связывает его с Западным округом сегодня и в прошлом.
ОТЧЕГО ПЛАЧЕТ ЗРИТЕЛЬ
– Александр Сергеевич, знаю, вы часто бываете по работе в Филях. Расскажите про этот ваш творческий проект.
– Мы играем спектакль «Фаина Раневская. Одинокая насмешница» в Фольклорном центре «Москва» на улице Барклая. Мне очень нравится эта пьеса Лиона Измайлова. Саму Раневскую играет Оля Хохлова. А остальные персонажи, скажем так, работают на раскрытие образа Фаины Георгиевны. Я в этом спектакле играю кассира, который пришёл к великой актрисе из театра и принёс ей зарплату.
Зритель видит юмор Раневской, её отношение к жизни, её глубину. Практически всегда после «Фаины» у публики слёзы на глазах.
Большинство зрителей ведь знают Фаину Георгиевну по паре-тройке фильмов и её знаменитым крылатым фразочкам. Но после нашей постановки удивляются, насколько это глубокий персонаж.
Сцена из спектакля «Одинокая насмешница». Фаина Раневская (Ольга Хохлова) и кассир (Александр Пашутин). Фото: пресс-служба ФЦ «Москва»
– С какими ещё местами в Западном округе связана ваша актёрская жизнь?
– Конечно же, с «Мосфильмом», знаменитой киностудией в Раменках, где у меня проходили самые интересные и важные встречи с режиссёрами. Например, с Эльдаром Александровичем Рязановым. Конечно, сниматься у Рязанова – это везение. Больше всего мне запомнились съёмки в социальной трагикомедии «Небеса обетованные». Я там сыграл машиниста, представителя городской свалки начала 1990-х, на которой живут бомжи, те, кто не сумел приспособиться к трагическим переменам, происходящим в стране.
– Кого вы ещё считаете гением среди мосфильмовских режиссёров?
– Никиту Михалкова. Я у него играл начальника лагеря в картине «Утомлённые солнцем – 2: Предстояние». Я Никиту люблю, он выдающийся режиссёр и актёр. Как он работает с актёрами, как выстраивает съёмочный процесс, какой он сам по себе замечательнейший мастер! Талант и темперамент – в нём есть всё. Его картины – это же шедевры! Например, когда идёт снятая на «Мосфильме» «Неоконченная пьеса для механического пианино», я сажусь перед телевизором, и меня уже сдвинуть нельзя.
ПИОНЕРСКИЙ ПОЦЕЛУЙ
– Александр Сергеевич, может, есть какие-то интересные истории, произошедшие на западе Москвы, которые остались «за кадром»?
– Есть. «За кадром», например, осталось самое необычное свидание в моей жизни. Эта история произошла в гостинице «Украина». Именно там поселили зарубежную звезду Лолиту Давидович, когда шли съёмки «Ближнего круга» у Андрона Кончаловского. Я там играл коменданта поезда. Однажды мне переводчик говорит: «Лолита Давидович просит вам передать, что Пашутин – это лучший артист, которого она видела в России. Она хочет, чтобы вы пришли к ней в ресторан гостиницы «Украина».
Фото: Лолита Давидович, кадр из фильма Андрея Кончаловского «Ближний круг» (1991)
Вечером я у Давидович. И тут выясняется, что ресторан в «Украине» не работает. Есть валютное кафе. Меня аж трясти начало – валюты-то у меня нет. А она говорит: «Всё ок!» Потом поднялись к ней в номер, где у нас случился поцелуй. Если честно, то какой-то пионерский, почти дружеский.
Наутро съёмка, всем любопытно: ну, как всё произошло у вас? А я вместо подробностей говорю: «Большего стыда я в своей жизни не испытывал – впервые за меня женщина платила!»
Теперь каждый раз, проезжая по Кутузовскому проспекту мимо этой высотки, вспоминаю то свидание.