Концертов все меньше: объемы продаж билетов в России упали на 56% по сравнению с 2019 годом
Обновлено в 15:06
Концертная индустрия продолжает терять. Продажи билетов на концерты в России упали на 56% по сравнению с допандемийным 2019 годом, пишет газета «Коммерсантъ».
В большей степени это связано с отменой туров иностранных артистов. Ситуацию усугубляет то, что 30% российских артистов покинули страну или перестали выступать. А те, кто остался, не могут компенсировать потери индустрии.
Игроки начали смотреть в сторону современных цирков. О том, как они переживают эти непростые времена, рассказал музыкальный продюсер, организатор фестивалей и концертов Илья Островский:
— По сути дела, 100% западных артистов отказываются ехать выступать в Россию, рынок очень сузился за счет этого, есть достаточно большой пласт российских артистов, которые по разным причинам перестали гастролировать в России: кто-то уехал, кто-то этого не делает еще по каким-то соображениям. Лично я занял выжидательную позицию, не делаю никаких резких движений. Наверное, мои коллеги, возможно, наоборот, начинают действовать более агрессивно с точки зрения букинга артистов, с точки зрения рискованных проектов, которыми они начинают заниматься. Все выбирают совершенно разные стратегии, каждый для себя решает, какую форму кризис-менеджмента нужно использовать.
— TCI планирует продвигать цирк и повышать цены. Средний чек по рынку вырос, несмотря на снижение количества крупных концертов. Действительно у рынка может быть такой потенциал?
— Наверное, речь идет о современном цирке, вряд ли это про клоунов с медведями, наверное, имеется в виду Cirque du Soleil, такой формат цирка. По большому счету у цирков всегда был очень большой потенциал. Мне сложно сказать, увеличился он в связи с сегодняшней ситуацией или что-то изменилось, речь идет немного о другом направлении индустрии развлечений, которая никогда не пересекалась с концертной индустрией.
Проблемы возникли и у концертных агентств, которые организуют частные вечеринки. Ни на корпоративы, ни на свадьбы и дни рождения к россиянам зарубежные артисты не едут. Даже если частная вечеринка закатывается за границей. Но есть и сопутствующие причины падения рынка, рассказал директор концертного агентства RocketBooking Антон Добрин:
— Проблема в связи с менеджментами артистов, они просто не отвечают на письма. Например, был момент, в Грузии хотели делать фестиваль, порядка пяти разных зарубежных артистов, диджеев. Раньше в течение двух-трех дней нам отправляли ответы, сейчас не было ответа в течение недели и когда мы дублировали письма, и даже когда писали на WhatsApp. Сейчас идет игнорирование. Зарубежные артисты не хотят прилетать в Россию даже на частные мероприятия, даже работать с русскими агентствами, даже если тот же концерт должен быть не в России, в той же Грузии.
— Может быть, вы меняете свою деятельность, пытаетесь перепрофилироваться?
— Пока перепрофилироваться не пытаемся, но рынок падает, хуже, чем в кризис 2008, 2012 годов, в тот период, это однозначно чувствуется, но рынок не переходит на другие рельсы, то есть более европеизированный, когда уже соотечественники и в России, и по всему миру перестают заказывать такие вечеринки, как раньше. Все знают, что самые большие вечеринки, самые громкие делают русские — что в Штатах, что в Европе, что в России. В Европе не принято так широко делать праздники. В принципе, рынок переходит на новые рельсы, и шоу-бизнес начинает от этого страдать.
По оценкам участников рынка, к концу года падение концертной индустрии составит минимум 80%.