На 79-м Венецианском кинофестивале показали картину "Братан" режиссера Худойназарова

ВЕНЕЦИЯ, 4 сентября. /Корр. ТАСС Вера Щербакова/. Картина "Братан" 1991 года была показана в секции "Венецианская классика" на 79-м Венецианском кинофестивале. Этот фильм необычной судьбы, совпавшей с драматическими историческими событиями и распадом СССР, открыл новые возможности его создателю - окончившему ВГИК таджикскому режиссеру Бахтиеру Худойназарову, а сейчас получил вторую версию благодаря немецкому режиссеру и продюсеру Файту Хелмеру.

Хотя у него уже был опыт реставрации, за картину Худойназарова, умершего в 2015 году накануне 50-летия, он взялся из дружеских отношений, которые их связывали. В беседе с корреспондентом ТАСС в воскресенье Хелмер отметил ответственность, которую приходится брать на себя в подобных случаях. "Когда ты реставрируешь собственную ленту, ты более свободен, поскольку с новыми технологиями можно улучшить качество, но, если ты трогаешь чужое произведение, даже если это работа твоего лучшего друга, ты отвечаешь за то, чтобы все осталось ровно таким, каким было, не руководствуясь собственным вкусом, но строго следуя оригиналу", - сказал он. Именно поэтому восстановленная версия осталась максимально близкой к оригинальной 35-мм киноверсии в черно-белом варианте.

Как сказал на премьере куратор секции "Венецианская классика" Федерико Джирони, дирекция фестиваля решила расширить временные рамки принимаемых в программу фильмов, захватив начало 1990-х годов. "Нам кажется, что справедливо расширять временные рамки, потому что время идет, превращаясь в историю", - отметил он. В этой программе, которую оценивает жюри студентов кинематографических вузов, показывают отреставрированные выдающиеся картины прошлого.

Худойназарова знали в Венеции, где он получил "Серебряного льва Святого Марка" за свою вторую картину "Кош ба кош" (1993). Наиболее он известен фильмом "Лунный папа" (1999). Его картина-притча "В ожидании моря" с Егором Бероевым открывала Римский кинофестиваль в 2012 году. В дальнейшем Хелмер планирует реставрацию других картин Худойназарова, снятых в копродукции, когда он уже жил в Германии.

Детский фильм для взрослых

Фильм повествует о путешествии двух братьев с большой разницей в возрасте к оставившему семью отцу. "Братан" стал дипломной работой Худойназарова по окончании курса Игоря Таланкина набора 1984 года во ВГИКе. Автор изначально решил сделать его черно-белым.

Как рассказала корреспонденту ТАСС присутствовавшая на премьере бывшая супруга режиссера Ситора Алиева, которая помогала работать над фильмом, в нем есть автобиографическая составляющая, но она никак не связана с показанной социальной средой таджикской глубинки. "Бахтиер задумывал картину о семейной драме, которую сам пережил, - это распад семьи, уход папы. У него был брат Азамат. Но он был из другого социального класса [чем герои картины], никогда не жил в деревне в горах. Ему было важно найти природную составляющую, поскольку задумывался фильм в жанре роуд-муви", - рассказала собеседница агентства.

Сценарий, который Худойназаров написал с другом - журналистом и выпускником МГУ Леонидом Махкамовым (он тоже умер, не дожив до 50 лет), - был изначально гораздо сложнее и постоянно упрощался. "Это же детский фильм для взрослых, а писать сценарий для детских фильмов очень сложно", - вспоминает Алиева.

Сценарий был подан на студию "Таджикфильм", но накануне распада СССР денег на съемки не было, и проект профинансировал "Союзтелефильм". В результате при поиске негативов для реставрации в Германии было очень сложно разобраться с вопросом правообладания.

Фестивальный старт и вторая жизнь

Снятый как дипломная работа фильм стал для режиссера дебютом в мировой киноиндустрии. Как рассказала Алиева, никто и предположить не мог, что картина объедет множество фестивалей и соберет огромный по тем временам призовой фонд. Началось все с собранной ею к Московскому международному кинофестивалю (ММКФ) в 1991 году специальной программы таджикских фильмов, которую в Музее кино Наума Клеймана посмотрели руководители крупнейших фестивалей, приехавшие в тот год в Москву. "В первом ряду сидели все самые влиятельные на тот момент люди в мире киноиндустрии, такие как Марко Мюллер (бывший руководитель Венецианского кинофестиваля - прим. ТАСС)", - вспоминает Алиева. Примечательно, что нынешний руководитель смотра Альберто Барбера тогда возглавлял Туринский кинофестиваль, на котором "Братан" получил Гран-при. Картину пригласили и на Берлинский кинофестиваль 1992 года. "Это был исключительный случай, были нарушены все правила мировой премьеры, поскольку картину уже показали на фестивале в Мангейме. Мы получили так много приглашений, что стали выбирать, но по одному фестивалю в стране, и на выбор в те сложные "голодные" годы влиял финансовый фактор, а именно размер призового фонда, и мы выбрали Мангейм, где в итоге получили 25 тыс. марок", - поделилась Алиева.

В итоге картина завоевала призы на многих фестивалях, получив около $100 тыс., что в те времена была очень значительной суммой. Худойназаров получил приглашение в Германию. К тому времени СССР, о распаде которого он, по собственному признанию, жалел, уже не стало, а в Таджикистане вскоре началась война. Мотив ностальгии по родине и утраты ценностей есть почти во всех его фильмах.

"Братан" завоевал успех в международном прокате, например в Японии у фильма был целый фан-клуб, что привлекло к режиссеру внимание и интерес продюсеров.

Отреставрированная версия тоже обойдет целый ряд мировых фестивалей. Уже есть приглашение на крупнейший фестиваль отреставрированных фильмов имени братьев Люмьер в Лионе, на смотры в Сан-Паулу, в Индии, заявка на участие в фестивалях в Сан-Себастьяне и Торонто. Последний является крупнейшей площадкой мирового кинорынка. У картины есть дистрибьютор, занимающийся международными продажами. Вполне вероятно, что лента, снятая в последний год существования СССР, вернется и в Россию.