Россия - родина кукольной мультипликации

Это радостное событие было приурочено к 110-летнему юбилею показа кукольного мультфильма «Прекрасная Люканида, или Война рогачей с усачами», считающегося началом русской анимации.

Россия - родина кукольной мультипликации
© Мир новостей

ВСЕ НАЧАЛОСЬ С БАЛЕТА!

Отмечать День российской анимации будут 8 апреля. Именно в этот день состоялась официальная премьера этого уникального творения кинорежиссера Владислава Старевича.

Сегодня бытует мнение, что именно этот мультфильм стал первым кукольным анимационным фильмом в мире. Однако это не так. Пальма первенства действительно принадлежит Российской империи, но не Владиславу Старевичу, а балетмейстеру Мариинского театра Александру Ширяеву.

Знаменитый артист происходил из семьи легендарного композитора, писавшего музыкальные композиции для балета, Цезаря Пуни. Неудивительно, что, повзрослев, юноша в 1885 году успешно окончил Санкт-Петербургское Императорское театральное училище. Началась успешная карьера балетного артиста. У молодого человека появились собственные вполне приличные деньги.

Однажды в Лондоне во время гастролей ради интереса Александр Ширяев купил за крупную сумму техническую диковинку - 17,5-мм кинокамеру. Как и все кинолюбители, сначала артист балета снимал фильмы о своей семье и гастролях. Но достаточно быстро это занятие наскучило, и Александр Ширяев пришел в родную ему Дирекцию императорских театров, и предложил безвозмездно снимать кинофильмы о балеринах Мариинского театра. Но театральное руководство решительно отказало артисту…

КУКОЛЬНЫЙ МАСТЕР

Александр Ширяев решил пойти своим путем. В собственном доме балетмейстер превратил одно из помещений в самый настоящий павильон. Он собственноручно мастерил кукол из папье-маше, их рост составлял 20-25 сантиметров. Потом к конечностям куклы прикреплялись проволоки, за которые дергал новоявленный Карабас-Барабас. Искусственные артисты танцевали и выполняли самые немыслимые кульбиты.

Свои анимационные фильмы, ставшие первыми в данном жанре на планете, Александр Ширяев снимал на протяжении трех лет - с 1906 по 1909 год. Мультфильмы создавались покадрово, а их автор с ювелирной точностью перемещал своих артисток так, что они исполняли самые знаменитые постановки Мариинского театра тех лет.

Работа, которую проделал Ширяев, была поистине колоссальной! Особенно удался первому кукольному мультипликатору балет «Пьеро и Коломбина», для которого артист нарисовал более 7500 рисунков. Однако по неизвестной причине в оте­чественную и мировую историю в качестве официального первого создателя кукольных мультфильмов вошел не Александр Ширяев, а Владислав Старевич, создавший тот самый уникальный кукольный мульт­фильм «Прекрасная Люканида, или Война рогачей с усачами» в 1912 году.

РОМАНТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ЖУКОВ

Самое удивительное, что Владислав Старевич, как и его коллега, стремился снимать не развлекательные, а образовательные фильмы по энтомологии, проще говоря, о жизни насекомых. Но получилось иначе…

С детства маленький Владислав увлекался двумя вещами: фотографией и энтомологией. Однажды судьба свела Владислава Старевича с первым российским, как сейчас бы сказали, кинопродюсером Александром Ханжонковым. Увлеченный энтомолог показал новому знакомому два своих фильма - «Жуки-скарабеи» и «Жизнь стрекоз». Ханжонков сразу увидел огромные перспективы и предложил Старевичу сделать полноценный игровой фильм.

Но вот беда: от яркого света софитов жуки впадали в спячку. Чтобы кукольный мультипликационный фильм все же состоялся, Владислав Старевич препарировал своих артистов-насекомых. Затем к лапкам каждого из них были приделаны специальные тонкие проволочки, после чего жуки зажили своей новой киножизнью. И в 1912 году появилась кукольная мультипликационная пародия на средневековые рыцарские романы «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами»(на снимке). Главные роли в нем исполняли препарированные насекомые Владислава Старевича.

Произведение имело просто ошеломительный успех как в Российской империи, так и за рубежом. Зрители по достоинству оценили его комический сюжет на историческую тематику и бесподобную игру актеров-жуков, которые на экране выглядели как живые.

ВЫГОДНЫЙ БИЗНЕС

После оглушительного успеха своего первого анимационного произведения Владислав Старевич решил продолжить съемки. Немалую роль в этом решении сыграл и Александр Ханжонков.

В годы Первой мировой войны режиссер снимал кино, совмещая на съемочной площадке живых актеров и анимацию. Революцию 1917 года Владислав Старевич не принял и в 1919 году отправился в Италию, из которой переехал во Францию. За рубежом Владислав Старевич продолжил снимать кино и мультфильмы. Первой его работой на чужбине стала мультипликационная экранизация басни Лафонтена «Как лягушки выпросили себе короля», снятая в 1923 году. Спустя семь лет режиссер снял первый в мире полнометражный кукольный анимационный фильм «Рейнеке-лис», получивший множество престижных международных премий.

Дмитрий Соколов.

Фото: WIKIPEDIA