Григорий Сиятвинда: «Я умолял небо, чтобы это поскорее закончилось!»

Известный актер с ужасом вспоминает свое участие в шоу «Ледниковый период» и с радостью - период пандемии.

Григорий Сиятвинда: «Я умолял небо, чтобы это поскорее закончилось!»
© НДН.Инфо

Много лет назад Григорий Сиятвинда – ведущий актер столичного театра «Сатирикон», которого телезрители хорошо знают по сериалам «Кухня», «Отель Элеон», «Балабол» и другим популярным проектам - признался, что, когда у него будет много свободного времени, он целиком посвятит себя любимому занятию – ничегонеделанию. «Доживу до пенсии – буду делать, что хочется, без обязательств перед собой и другими». Конечно, до пенсии еще далеко, но вдруг и для любимого занятия уже находится время?

Счастье во время пандемии

- Григорий, готовясь к нашей встрече, нашла давнее интервью, где вы сказали, что любите ничегонеделание. За прошедшие 15 лет удалось насладиться этим прекрасным занятием от души?

 - Отчасти. (Улыбается.) Все же мы пережили испытание заточением в пандемию. Лично я сидел дома с большим удовольствием, и это было счастье! Мы с Татьяной (жена Григория. – Прим. авт.) смотрели что-то, читали, ели, что хотели, занимались спортом, гуляли, ездили в гости - пожили жизнью нормальных людей! У нас был пропуск, и мы катались по свободной Москве. Для меня был кайф! Еще бы: парки были открыты и гулять там разрешали…

- Собачку можно было завести и с ней выходить…

- Можно, да - а потом что с ней делать, когда пандемия закончилась? Мы с женой давно живем с ощущением, что заводим собаку завтра. А потом начинаются вопросы: а если отпуск? С собой же не везде можно взять, и в момент сорваться и полететь - не получится… Мы собачники ответственные и не можем сдать ее в гостиницу на две недели: для нее это будет время, на которое ее предали…

- Во время пандемии многие упражнялись и совершенствовались в хобби...

- Глупо при моей профессии иметь хобби: столько всему приходится учится со своими героями! Хотя… я с детства люблю что-то делать руками. Мы мечтаем о загородном доме, даче - вот где можно ковыряться и мастерить! Можно было бы к хобби отнести чтение - но это, скорее, профнавык...

- То есть сценарии, пьесы…

- И не только. Сейчас подбираюсь к «Войне и миру». Я в школе не продрался - осилил полтома. Вторая попытка была в возрасте около 30 лет - и пошло взахлеб! И года через три - снова взахлеб, но воспринималось уже по-другому. Думаю, что и сейчас будет как-то иначе...

…как рыба об лёд…

- Благодаря профессии, много чему можно научиться - например, на коньках кататься…

- Это вы на «Ледниковый период» намекаете? Когда меня позвали в это дело, первый порыв был - отказаться. Я рассматривал предложение с точки зрения: зачем мне это как артисту? Помелькать на экране? Мне это не нужно. Добавить славы? Тоже нет. Забудьте про меня - идите в кино, в театры, а про меня лично забудьте! Но мне жена говорит: «Это ж интересно будет! Это возможность оказаться рядом с людьми, с которыми ты в привычной жизни не встретишься!» И действительно: где бы я с чемпионкой мира Еленой Леоновой столько времени общался? Знаете, они другие люди, они по-другому жили. У них детство другое было… И только поэтому я пошел.

- Не пожалели?

- 20 раз! Но сначала - завелся, начал разбираться и осваивать фигурное катание по-честному. В какой-то момент подумывал, что смогу прыгать эти все, с поворотами. Но… В общем, с какого-то момента я умолял небо, чтобы это поскорее закончилось…

- Оно и закончилось… Сейчас же в производстве - новые кинопроекты «Яга- 2020» и «Если наступит завтра»…

- Вы сейчас назвали два проекта, которые подзатянулись. «Если наступит завтра» начали снимать в 2012 году, но на второй половине процесса он заморозился и до 2019 года простоял в таком состоянии. Хорошо, что все артисты за шесть лет не сильно изменились, и его досняли. Это очень интересный приключенческий сериал с фантастическим сюжетом. Мы с Владиславом Ветровым играем следователей. «Яга-2020» - более свежий проект, но и там осталась пара съемочных дней. Это детская сказка – но, как любая сказка, если она хорошо получится, подойдет и для взрослых. И - да, я там Кощей Бессмертный. Старенький такой и злобный. Было забавно!

Вне времени

- Мужчины побаиваются цифры 50. Вы перешагнули этот рубеж, можете теперь рассказать: как себя готовили? Как пережили?

- У меня эти поганые мыслишки зародились гораздо раньше. Так случилось, что у нас в «Сатириконе» ставили спектакль «Тополя и ветер». Это рассказ о нескольких днях трех мужчин очень преклонного возраста, которые в доме престарелых доживают свой век. Я играл израненного ветерана Первой Мировой войны с осколком в голове. В театре - долгий процесс репетиций, и действительно занимаешься проблемами своего героя. Я влез в шкуру свое героя - и как-то с темой возраста разобрался, она перестала меня беспокоить. Просто меняются цифры - и всё…

- Счастливый человек! Неужели совсем возраста не ощущаете?

- Ощущаю, что физически что-то уже не так… Недавно снимали седьмой сезон «Балабола» - бегали с пистолетами, дрались… Да, есть каскадеры-дублеры, но какие-то вещи приходится делать самому. И вот снимаем погоню. Я гонюсь за человеком - ему меньше 30 лет - и вижу, что он совсем не напрягается, чтобы бежать, а мне, чтобы поддерживать его легкую трусцу, надо напрягаться. (Смеется.) Хорошо, что я в форме более-менее, и на экране, надеюсь, мое напряжение не будет заметно… Конечно, это осознаешь - но ничего с этим не поделаешь... (Смеется.)

- Племя молодое, незнакомое наступает на пятки?

- Пока меня оно не сильно беспокоит. Может, я не даю себе размышлять на эти темы, ибо выводы будут все равно печальными... Но! Я хорошо помню себя в 20, в 30, помню состояние своего мозга. И когда сейчас на них, молодых, смотрю, помня внутреннее состояние себя - это восхищения не вызывает. (Улыбается.) Ту пустоту в голове иметь не хочу. Это меня успокаивает. И дает преимущества.

- А есть что-то, что вызывает ностальгию?

- Наверно, система ценностей. Да, я осознаю, что система была задекларированная - но всем понятно было, что такое хорошо и что такое плохо. Даже мультфильмы, на которых я рос и на которых выстраивалась моя ценностная система, говорили о том, что материальные блага значения не имеют. Сейчас же деньги решают всё - даже в мире кино и театра. И в наше время было неприлично говорить о себе положительно, а начались 90-е - и всё стало меняться... Сейчас смотришь интервью - человек рассказывает сам о себе, какой он замечательный, всё напоказ... Лично у меня это вызывает недоверие и отторжение.

Побочная слава

- В вашей фильмографии есть сериалы «Кухня» и «Отель Элеон». Такой долгоиграющий проект запоминается или утомляет? И приходит ли слава?

- В «Кухне» я снялся в двух последних сезонах, потом он превратился в «Отель», и еще были продолжения. В общей сложности на мою долю выпало шесть сезонов. Это много, и уже даже немножко привыкаешь, что у тебя есть такая постоянная работа. (Улыбается.) И слава, да: я вдруг стал повсеместно узнаваемый! Раньше такого не было. Меня узнавали только любители фильма «Жмурки», ну и так иногда... А «Кухню» и иже с ней видели все – ну, или почти все…

- Слава напрягает?

- Для меня лично это побочный эффект профессии, который мне лично вообще не нужен. Я человек закрытый и не хочу вступать во взаимоотношения и коммуникации с новыми людьми - не люблю я этого, короче говоря.

- Но есть же и бонусы?

- Их удельный вес настолько невелик, что для меня оно того не стоит. (Улыбается.) Иногда бывает, что в каком-то госучреждении легче чего-то добиться, когда тебя служащий узнаёт: он как-то вдруг начинает тебя водить тайными тропами, и ты добиваешься своей справки или печати быстрее остальных. Но и тут - на кого нарвешься: кто-то, наоборот, процесс замедлит именно потому, что узнал...

- Ни разу не усомнились в выборе профессии? Наши с вами профессии хоть и разные, но и актерам, и журналистам может выпасть удача пообщаться с кумирами детства и юности…

- Конечно! У меня очень много таких встреч. В раннем детстве в фильме «Труффальдино из Бергамо» я увидел Константина Райкина, очень хорошо его запомнил и потом следил за его творчеством. И конечно, тогда понятия не имел, что смогу с ним общаться близко. А мы с ним уже сделали столько спектаклей, и о чем только не разговаривали! А еще одна встреча была очень коротенькая. В самом раннем детстве у меня был первый вполне осмысленный порыв стать актером после выхода телефильма «Д’Артаньян и три мушкетера». Я увидел Михаила Боярского, как он скачет на коне со шпагой, и решил: вот так я бы хотел! И однажды мы встретились: был сборный концерт поющих артистов в зале Чайковского. Мы с Михаилом Сергеевичем пели песню из мультфильма «Голубой щенок»: он - свою партию Пирата, а я - за Андрея Миронова, Кота. И за кулисами мы пообщались, и я был счастлив, что побыл с ним рядом…

- Согласитесь, ради таких встреч стоило прийти в профессию!

- Да у меня нет сомнений, что надо было в нее идти. Мама все время в разговорах пытается найти момент, когда можно вставить: «Говорила я тебе: не надо было…». Но нет, не находится!

Светлана Марголис, фото Вадима Тараканова и из архивов пресс-служб

(ИА «Столица»)