Джон Кейдж – 110 лет со дня рождения
5 сентября 2022 – 110 лет со дня рождения Джона Кейджа (1912-1992). «В течение всей своей жизни он был первопроходцем в сфере авангардной музыки. Открывал новые пути, новую философию, новое слышание, новое отношение искусства к жизни. Его метод условно можно обозначить так: “как сделать известные вещи неизвестными способами”», – говорит о Кейдже пианист Алексей Любимов, еще в конце 60-х вместе с Марком Пекарским и другими «тогдашними энтузиастами» начавший «возить Кейджа по всей стране»: «Кейдж официально не мог исполняться, он был в числе самых атакуемых авторов зарубежного модерна, декаданса, в числе самых крутых идеологических врагов. Поэтому каждое исполнение доставляло нам всем огромное удовольствие».
«Когда в июле 1969 года мы с Марком Пекарским и другими участниками сыграли впервые в Москве (и СССР) “Amores” Кейджа, единственную партитуру композитора, обнаруженную в библиотеке Московской консерватории, никто не думал, насколько важным для нас станет творчество этого композитора, и какое огромное и динамичное влияние окажет его личность на музыку и мышление второй половины XX века. Преодолевая запреты, мы вводили в концертный обиход сочинения Кейджа постоянно, как в отдельности, так и крупными порциями: концерты-акции, целиком посвященные его творчеству прошли в 1975, 1988, 1992, 1999, 2002 и 2004 годах, не считая монографических программ Пекарского в 90-е годы. Отчего же его творчество вызывает до сих пор интерес? Очевидно, не только от того, что оно притягивает своей новизной или парадоксальностью. Главное, как мне кажется, то, что эта новизна, артикулирование ее форм проявления, имеют настолько широкий спектр связей с другими видами творчества помимо музыки, настолько вживлены в контекст жизни, что всегда переживаются самым непосредственным образом, даже если композиционный процесс носил изощренно интеллектуальный характер». (А. Любимов) В 1988 Джон Кейдж приезжал на Ленинградский фестиваль современной музыки, в том же году прошла творческая встреча в Московской консерватории. «Приезд Кейджа в 1988 году в СССР показал, как он был важен нашей культуре. Считалось, что наш авангард ориентирован на атональную систему Шёнберга, идеи Булеза и Новой венской школы. А Кейдж представлял другую линию, линию звучащей реальности. Он стал актуален для художников визуальной культуры с их поиском новых гармоний, столкновением непосредственной жизни с вечными идеями, для Кабакова с его приматом случайности, для петербургской школы, поколения 1980-х, круга Курёхина», – говорил искусствовед, критик, куратор Виталий Пацюков. «Он расширил границы искусства, музыкального в том числе. Мне кажется, основная задача Кейджа, которою он успешно выполнил, – посмотреть на искусство, как на вселенную, и попытаться найти ее конец». (Иван Соколов, пианист, композитор, музыковед) «Он маг и мистик, то, что он делал, – не экстравагантное искусство, а призыв к переступанию границы. Он ее перешел, а мы робеем и тремся у его могучего плеча». (Владимир Мартынов) «Мой отец – изобретатель. В 1912 году его субмарина поставила мировой рекорд по пребыванию под водой. Работая, как это было раньше, на бензиновом двигателе, она оставляла пузырьки на поверхности воды, поэтому не использовалась во время Первой мировой войны. Отец говорит, что свою лучшую работу он делает, когда крепко спит. В Новой школе социальных исследований я объяснял, что идеи рождаются в голове, когда занимаешься каким-то скучным делом. Например, сочинение, именно за счет того, что процесс его становится скучным, стимулирует возникновение идей. Они летят в голову, как птицы. Именно это отец и имел в виду?» (Джон Кейдж. Из книги «Тишина», перевод Марины Переверзевой; Библиотека Московского Концептуализма Германа Титова, 2012)
Антон ДУБИН, «МО»
«Музыкальное обозрение» в социальных сетях ВКонтакте Телеграм
Запись Джон Кейдж – 110 лет со дня рождения впервые появилась Музыкальное обозрение.