Всероссийский фестиваль «OPUS – 33»
Осенью 2022 продолжается Всероссийский фестиваль «Музыкальное обозрение – OPUS 33».
Осенний этап фестиваля открылся 8 сентября в Томске концертом Томского академического симфонического оркестра. В программе концерта-открытия 77-го сезона оркестра и Томской филармонии было включено одно из произведений эксклюзивного проекта «Музыкального обозрения» «OPUS 33»: Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Камиля Сен-Санса, написанный композитором в 1868, в 33 года. Солировал лауреат XVI конкурса имени П. И. Чайковского Константин Емельянов, дирижировал Станислав Дятлов (главный дирижер Сургутского симфонического оркестра). Также в программе: Римский-Корсаков. «Испанское каприччио»; Франк. Симфония ре минор.
Фестиваль продолжится 16 сентября в Омске. В программе концерта-открытия 83-го сезона Омской филармонии – сочинения из проекта «OPUS 33»: Оркестровая сюита № 2 Шебалина и Сюита из музыки к пьесе А. Н. Островского «Снегурочка» – оба сочинения написаны композиторами в 33 года. Их исполнит Омский академический симфонический оркестр под управлением главного дирижера Дмитрия Васильева. В Концерте № 3 для фортепиано с оркестром Рахманинова будет солировать Александр Ключко – ярко-талантливый 22-летний пианист, триумфатор (Первая премия и Золотая медаль) Первого международного конкурса имени С. В. Рахманинова в Москве в июне 2022, который сразу после победы на конкурсе стремительно ворвался в число самых востребованных артистов. Он открыл концертный сезон в Московской консерватории, постоянно выступает в залах Московской филармонии, велик запрос и на его выступления в других городах. «В свои 22 года он уже абсолютно сложившийся музыкант с потрясающим сочетанием технических возможностей, пианистического аппарата, прекрасного звука, умения донести замысел и масштаб сочинения», – писало «Музыкальное обозрение» об Александре Ключко в № 6 этого года в статье, посвященной конкурсу имени Рахманинова. Александр Ключко уже сейчас – непревзойденный интерпретатор произведений Рахманинова: не только концертов, но и прелюдий, Этюдов-картин, крупных фортепианных циклов. «Для меня Рахманинов – это ностальгия по тому, чего ты еще не знаешь, ее невозможно выразить. Сложно себе представить композитора, который бы столь глубоко понимал и описывал в музыке русскую жизнь», – говорит пианист. Аександр КЛЮЧКО. Первая премия и золотая медаль Международного конкурса им. С.В. Рахманинова, специальность "Фортепиано".
19 сентября концертом «Музыкальное обозрение – OPUS 33» откроется Фестиваль «Сотворчество» в Саратове. Прозвучат произведения композиторов, которых можно назвать классиками ХХ века: «Триптих» для виолончели и фортепиано Николая Корндорфа и «Зеркало в зеркале» для кларнета и фортепиано Арво Пярта. Откроет концерт и весь фестиваль фрагмент «Гольдберг-вариаций» Иоганна Себастьяна Баха. Почти три столетия это уникальное сочинение звучит в самых разных транскрипциях и интерпретациях: от оригинальной версии для клавесина – до синтезатора, от гитары – до камерного и симфонического оркестров, от джаза – до электроники. Все эти сочинения несут в себе сакральные смыслы, вызывая аллюзии с «возрастом Христа» и с числом 33.
1 октября, в Международный день музыки, к фестивалю «OPUS – 33» присоединятся Нижний Новгород и Вологда. В Нижегородской консерватории прозвучит произведение из проекта «Музыкального обозрения» «OPUS 33»: «Наварра» Сарасате для двух скрипок и фортепиано ор. 33. Нижегородская консерватория (ректор – Юрий Гуревич, президент – Эдуард Фертельмейстер) – постоянный участник фестивалей «МО». В тот же день, 1 октября, в Вологодской филармонии с сольным концертом выступит Александр Ключко. В его программе – произведения Рахманинова (в том числе шесть Этюдов-картин ор. 33), Скрябина и Прокофьева. 2 октября произведения опус 33 прозвучат в двух концертах фестиваля «Кружева». В Софийском соборе выступит Концертный хор Московского института музыки имени А. Г. Шнитке под управлением профессора Дмитрия Онегина. В свою программу хор включил произведение Павла Чеснокова «Херувимская песнь (Софрониевская)», написанное композитором в 33 года. В вечернем концерте фестиваля «Кружева» 2 октября, в изысканной программе, составленной главным дирижером Московского симфонического Шнитке-оркестра Игорем Громовым, также будет сочинение опус 33. Вслед за «Осенней песней» Чайковского – музыкальным символом фестиваля «Кружева» – и словно бы в ответ ей прозвучат «Вариации на тему Чайковского» Антона Аренского, написанные композитором в 33 года. В этом концерте будет солировать Александр Ключко: он сыграет Фортепианный концерт Скрябина. Концерт 2 октября будет посвящен 150-летию со дня рождения великого русского композитора Александра Скрябина.
Как и в прошлом фестивале «OPUS 32», в этом году в фестивале «Музыкальное обозрение – OPUS…» принимает участие Рязанский губернаторский симфонический оркестр. Год назад в Рязани, в пространстве древнего Кремля, исполнялась опера Глинки «Жизнь за царя», написанная композитором в 32 года. В этом году 12 октября – программа из произведений Сен-Санса (Концерт для виолончели с оркестром № 1 ор. 33), Чайковского (Вариации на тему рококо ор. 33) и Шостаковича (Симфония № 6, написанная в 33 года). Дирижер – Сергей Оселков, солист – Рустам Комачков.
23 октября Волгоградский академический симфонический оркестр под управлением Андрея Аниханова исполнит редко звучащее сочинение Рейнгольда Глиэра – симфоническую поэму «Сирены» ор. 33, к тому же написанную в 33 года! Программу маэстро Аниханова можно было бы назвать «Учитель и ученик»: прозвучит также Шестая симфония Прокофьева – ученика и друга Глиэра на протяжении почти полувека. В Каприччио для фортепиано с оркестром Стравинского будет солировать Александр Яковлев.
В афише фестиваля выделяется своим масштабом, разнообразием, архитектоникой, сложностью, насыщенностью глубокими внутренними смыслами и связями программа концерта Московского симфонического Шнитке-оркестра Московского государственного института музыки имени А. Г. Шнитке (ректор – Анна Щербакова) в Большом зале Московской консерватории 24 октября. В этот день – день рождения Софии Губайдулиной – прозвучит ее произведение «Семь слов» для виолончели, баяна и струнных. В контексте проекта «OPUS 33» это сочинение имеет особый смысл: 33 – возраст Христа. Главный дирижер Шнитке-оркестра Игорь Громов также включил в программу концерта «Вариации на тему Чайковского» Аренского, Шестую симфонию Шостаковича, Симфоническую сюиту из оперы «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева: все сочинения написаны в 33 года, а сюита обозначена опусом 33 bis (опера написана тремя годами ранее). Солировать в концерте будут виолончелист Алексей Найденов и баянист Сергей Осокин. Как и на прошлогоднем концерте фестиваля «OPUS 32» и концерте Шнитке-оркестра на фестивале «Кружева» в Вологде, представлять программу приглашена профессор РАМ им. Гнесиных Дина Кирнарская.
Давний партнер и постоянный участник фестивалей «Музыкальное обозрение – OPUS…» – Петрозаводская консерватория имени А. К. Глазунова (ректор – Алексей Кубышкин). Концерты фестивалей «OPUS…» ежегодно готовит кафедра специального фортепиано (зав. кафедрой – профессор Виктор Портной). В этом году состоятся три концерта: 31 октября и два в ноябре. В исполнении студентов, выпускников и преподавателей кафедры прозвучат фортепианные сочинения Гайдна, Бетховена, Вебера, Шопена, Рахманинова, Блуменфельда, современного карельского композитора Геннадия Вавилова.
13 ноября 2022 – еще один симфонический концерт фестиваля «Музыкальное обозрение – OPUS 33» в Томской филармонии. В его программе – Концерт для скрипки с оркестром ор. 33 Карла Нильсена, солист Никита Борисоглебский. Нкита БОРИСОГЛЕБСКИЙ
Программу из произведений opus 33 исполнит 19 ноября в Кирове Вятский симфонический оркестр, художественный руководитель и главный дирижер – Илья Дербилов: Шесть немецких танцев Моцарта (написаны в 33 года); Концерт № 1 для виолончели с оркестром ор. 33 Сен-Санса; Симфония № 3 «Шотландская» Мендельсона, написанная композитором в 33 года. Иья ДЕРБИЛОВ
27 ноября, во Всероссийский День органа, солистка Челябинской филармонии пианистка и органистка Елена Гущина исполнит уникальную программу. В первом отделении – практически неизвестное в России сочинение немецкого композитора Зигфрида Карг-Элерта «33 портрета» для органа (фисгармонии), созданное в 1913-1923 и представляющее собой 32 пьесы в стиле мастеров прошлого, а 33-я – автопортрет самого композитора. Во втором – 4 прелюдии ор. 33 Скрябина и два Этюда-картины ор. 33 Рахманинова: № 6 Ми-бемоль мажор, № 7 соль минор.
3 декабря солисты Астраханской филармонии посвящают концерт творчеству Мусоргского. Одно из сочинений, которое прозвучит в этом концерте – вокальный цикл «Детская», созданный композитором в 33 года.
Всероссийский фестиваль «Музыкальное обозрение – OPUS…» проводится ежегодно, начиная с 2004. Его порядковый номер соответствует возрасту газеты. В 2022 газете «Музыкальное обозрение» исполняется 33 года. В честь этой даты проводится фестиваль «Музыкальное обозрение – OPUS 33». 33 года неподвижно пролежал Илья Муромец, и чудесным образом исцелился. Ровно 30 лет и три года жили в ветхой землянке старик со старухой из «Сказки о рыбаке и рыбке» Пушкина. 33 (и 1/3) оборота в минуту делает грампластинка. В возрасте 33 лет был распят Иисус Христос. Репертуар фестиваля формируется из сочинений эксклюзивного проекта «МО»: – Опус 33, – № 33, – написанных в 33 года, – любые 33 (33 вариации, 33 богатыря, «33 коровы», 33 буквы алфавита и т.д.). В фестивале принимают участие музыкальные вузы, симфонические и камерные оркестры, камерные ансамбли, хоры, солисты.
«МО»
«Музыкальное обозрение» в социальных сетях ВКонтакте Телеграм
Запись Всероссийский фестиваль «OPUS – 33» впервые появилась Музыкальное обозрение.