Спецпоказы, попкорн и футбол
После начала специальной военной операции на Украине крупнейшие голливудские студии отказались от сотрудничества с российскими кинопрокатчиками. Премьеры дорогостоящих масштабных блокбастеров, которые и приносили основной доход кинотеатрам, оказались для россиян недоступны. Аналитики предсказывали, что российские киносети от такого удара не оправятся. Однако пока все кинотеатры работают. Хотя даже невооружённым глазом видно, что зрителей стало значительно меньше. Как выживают кинозалы в Курске выясняла корреспондент «КП». Немного статистики Холдинг «Цифровое телевидение», аналитическая компания Wanta Group и Фонд кино в рамках совместного проекта «Кинозритель» подготовили исследование аудитории кинотеатров России. Оно проводилось в июне при помощи опроса зрителей в крупнейших городах по посещаемости кинотеатров – Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и Краснодаре. Курск, к сожалению, в этот список не попал, но данные всё равно любопытные. Всего в исследовании приняли участие 1780 человек. Из них 54% зрителей не изменили частоту походов в кинотеатры после того, как голливудские студии остановили выпуск своих новинок в России. 39% стали ходить в кино реже, а 7% – даже чаще, чем в прошлом году. Кинозрители в возрасте 25–34 лет и жители Москвы сократили частоту походов на 45% и 54% соответственно относительно прошлого года. Интерес к кинопоказу сохранился у подростков в возрасте 12–17 лет. Они показали самый существенный показатель роста по сравнению с другими категориями зрителей – 10%. Наиболее постоянная аудитория кинотеатров – россияне старше 45 лет: 66% респондентов этой группы сообщили, что ходят в кино с той же частотой, как и годом ранее. После запрета на премьеры блокбастеров, в марте – июне 2022 года, кассовые сборы фильмов в России упали почти в 2,7 раза относительно аналогичного периода 2021-го и составили примерно 6,1 млрд рублей. Гоген против Миллера В кинозале немного зрителей. В основном молодежь богемного вида. На экране кинолекторий – документальный фильм и видеоэкскурсия по творчеству Поля Гогена. Но у французского художника в этот вечер серьезный конкурент. В соседнем зале начинается предпоказ, фильм создателя «Безумного Макса» Джорджа Миллера «Три тысячи лет желаний». Это красочная сюрреалистическая сказка с Идрисом Эльбой и Тильдой Суинтон в главных ролях. В четверг фильм вышел в широкий легальный прокат по всей России. Дело в том, что «Три тысячи лет желаний» сняты независимой студией, которая не поддерживала санкции. И таких фильмов выходят десятки. Как раз они на экранах нашей страны демонстрируются вполне легально. Что касается предпоказа, то такую нечастую возможность время от времени дают кинопрокатчики. Она сопровождается небольшой развлекательной программой и сюрпризами – от дегустации попкорна до розыгрыша пиццы от партнёров. – Сейчас мы всё больше приходим к тому, что кинотеатр это не только кино, а вообще место для досуга, где можно хорошо провести время, – рассказывает заместитель директора кинотеатра «Синема 5» в Курске Юлия Гричёнок. – С введением санкций мы изменили график работы. Кинотеатр работает с 14 часов, поскольку на утренние сеансы приходит мало людей. У нас посещаемость упала процентов на 40. Многие любят блокбастеры, голливудские фильмы, которые отличаются спецэффектами, но постепенно ситуация меняется. Поболеть за «Зенит» и сходить в Большой татр Еще одно нововведение, которое помогает вернуть зрителя в кинозалы – просмотр футбольных матчей на огромном экране. В Курске прошло уже три таких показа. Когда играют знаковые команды с обширной фан-базой, такие как «Спартак» и «Зенит», зал наполняется до 80 процентов. Такой показатель и для досанкционной ситуации был очень хорош. Болеть за фаворитов в компании приходят чаще мужчины от тридцати пяти. Дамы на таких мероприятиях – редкость. Еще один вариант досуга: сходить в кино на трансляцию спектакля Большого театра. При этом стоимость билета обойдётся примерно в десять раз дешевле, чем если бы вы пошли в настоящий московский театр. – Проект «Театр в кино» интересен зрителям самых разных возрастов – от школьников до пожилых, – говорит Юлия Гричёнок. – Театральные постановки транслируются ежемесячно. Это могут быть как спектакли, так и балетные постановки. Даже была практика подключения прямых эфиров из московских театров. У многих нет возможности съездить в московские театры, но есть такая возможность для театралов. На Новый год большой популярностью пользуется спектакль «Шелкунчик», который мы периодически показываем перед Новым годом. Бывает трансляция с субтитрами, например, лондонского театра. О проекте «Театр в кино» знает пока довольно узкий круг театралов, но помогают соцсети и сарафанное радио. – Постепенно мы возвращаем зрителя в кинозалы, – утверждают прокатчики. – Да, нам сегодня по-прежнему непросто. Но уже легче, чем в пик пандемии. Встать на ноги помогают и гибкая система скидок, и «Пушкинская карта» школьников. Хочется, чтобы эта мера поддержки была продлена. Чего ждать от продолжения «Холопа»? С фильмами ситуация сложнее. Например, современные отечественные фильмы это по большому счёту – лотерея. Можно наткнуться на отличное кино, а можно и на абсолютно бездарную подделку. В этом году большие надежды кинотеатры возлагают на продолжение фильма «Холоп», в своё время побившего все кассовые рекорды. Первого «Холопа» даже возвращали в прокат из-за хорошей посещаемости. – Несмотря на все недостатки, качественное российское кино конкурентоспособно, но не все фильмы широко рекламируются, а на сайты кинотеатров зайдёт не каждый, – говорит Юлия Гричёнок. – Среди высококачественных фильмов, например, шикарный фильм Данилы Козловского об аварии на Чернобыльской АЭС, который снимался в Курчатове. Актёрская игра, спецэффекты – всё на уровне. Или взять фильм с Константином Хабенским «Огонь» о лесных пожарных, тоже основанный на реальных событиях. Или фильм «Нокаут»… Сейчас самый популярный из русских фильмов «Одна», снятый на основе реальных событий о женщине, выжившей в авиакатастрофе. Он уже практически месяц в прокате, и мы до сих пор его не убираем. Время экспериментов В общем и целом постепенно киноманы возвращаются в кино. Этому способствует ноу-хау, к которому прибег ряд российских кинотеатров – некоторые фильмы выходят на экраны с пометкой «Специальное предсеансное обслуживание». То есть купив билет на один фильм, в качестве бонуса можно бесплатно посмотреть «санкционную» новинку. В таком формате в Курске прошли новый «Мир Юрского периода», «Топ Ган: Северик», «Тор-4» или свежий хит с Бредом Питтом «Быстрее пули». На российский кинорынок такие фильмы поступают уже не напрямую, но законодательно все нюансы соблюдены, уверяют прокатчики. Фильмы идут один за другим с небольшим промежутком времени. Однако в техническом плане некоторые возможности современного мирового кинематографа в данный момент российскому зрителю недоступны. Так, в «Синема 5» сейчас простаивает уникальный кинозал формата IMAX с громадным киноэкраном. Обычно этот зал всегда был полон, особенно когда показывали свежие блокбастеры. Фильмы такого формата стали снимать и в России, начиная со «Сталинграда» Фёдора Бондарчука и заканчивая упомянутым выше «Огнём». С введением санкций зал пришлось закрыть. Транслировать их без технической поддержки из Канады (именно там находится штаб-квартира IMAX) в настоящее время невозможно. А пока санкциям кинотеатры противопоставляют, помимо интересных российских новинок, креативный подход. Например, есть возможность арендовать кинозал для киновечеринки для своей компании, сеанса для двоих или чтобы необычно отпраздновать день рождения своего ребёнка и самим выбрать киноменю. Привлекаются зрители адресно: на спортивное кино – болельщики, на семейное – многодетные семьи. Первого сентября проходили показы для школьников и учителей. На каждого зрителя находятся свои интересные фильмы и кинопроекты, тем более сейчас в кинотеатрах настала пора интересных экспериментов. В товарищах согласья нет Российские кинотеатры поддержали внесенный летом в Госдуму законопроект о «принудительном лицензировании» западной кинопродукции. То есть показа без официального разрешения со стороны правообладателей. Глава Ассоциации владельцев кинотеатров Алексей Воронков утверждает, что иностранные студии будут рады поставлять контент в обход санкций через посредников по аналогии с параллельным импортом. По его словам, предлагается в целом ускорить процесс получения прав на фильмы, чтобы избегать утечек пиратам. Резко против инициативы выступают онлайн-кинотеатры. Гендиректор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин уверен, что проект противоречит нормам и в целом логике Гражданского кодекса РФ, не говоря уже о нарушении международных соглашений, серьезно увеличивает нагрузку на суды и исполнительную власть. По словам Быдрина, реализация инициативы «будет иметь долгосрочные разрушительные последствия для российской креативной индустрии», поскольку разработчики проекта не учли многообразия моделей и сложность бизнеса в сфере кино и телевидения. Вероника ТУТЕНКО Игорь ДМИТРИЕВ