«Бородинской битве» — 110. Как реставрируют главный экспонат музея-панорамы
11 сентября 1912 года московской публике впервые была представлена живописная панорама «Бородинская битва», созданная художником-баталистом Францем Рубо к 100-летию сражения. Сегодня это полотно — главный экспонат одноименного музея. За свою более чем вековую историю панорама много раз переезжала с места на место, пылилась в запасниках и даже под открытым небом, страдала от воды и огня. Благодаря стараниям реставраторов она была спасена уже дважды.
Свой 110-летний юбилей «Бородинская битва» встречает в процессе новой реставрации, которая началась с большой исследовательской работы в 2019 году и, по предварительным расчетам, завершится в 2023-м. Уникальная методика, разработанная российскими специалистами, впервые даст возможность исправить реставрационные просчеты 1960-х годов и спасти часть полотна, находящуюся в настоящий момент в аварийном состоянии. О том, как будут проходить работы, рассказал директор музея Владимир Преснов.
Перед реставрацией
Необходимость проведения масштабной реставрации полотна стала очевидна в 2014 году. Изучив панораму, специалисты вынесли однозначный вердикт: ухудшение состояния полотна панорамы. Обнаружены жесткие деформации и множественные разрывы холста, заметны участки отслоение живописного холста от дублировочного в виде пузырей, местами наблюдается сильная вытянутость холста. Красочный слой имеет разрушения. Состояние части полотна панорамы было признано аварийным.
Картину обычных размеров, требующую обновления, просто переносят в мастерскую реставраторов. Но в данном случае речь идет о картине, чья длина — 115 метров, а высота — 15.
Вынести панораму невозможно — вход, через который ее когда-то внесли, давно заложен кирпичами. Предполагалось, что на время работ музей закроют, а полотно разложат на полу. Но от этой идеи быстро отказались, потому что появилась другая, гораздо более интересная: не снимать полотно и провести работы в присутствии посетителей, сделать реставрацию открытой.
Основная работа начнется в 2023 году. В 2020 году специалисты уже привели в порядок «Всадников», небольшой фрагмент панорамы, написанный еще самим Рубо (один из четырех фрагментов, уцелевших после пожара 1967 года), и окончательно утвердили методику восстановления. В первую очередь реставраторы начнут работы на том участке панорамы, который находится в аварийном состоянии. Полотно с внешней стороны будет оклеено специальной бумагой, после чего реставраторы в вертикальном положении отделят дублировочный холст и заменят его на новый.
«Мы надеемся, что в ближайшее время сможем поставить вплотную к панораме конструкции, на которых будут работать реставраторы, — говорит директор музея Владимир Преснов. — Сложность заключается в том, что основные работы будут проходить за полотном в достаточно стесненных условиях — расстояние до стены от холста — около метра».
Посетители музея смогут наблюдать за работой мастеров с внешней стороны полотна. Работы, производимые в недоступных для глаз посетителей пространствах зала, будут транслироваться онлайн. Также в музее пройдут лекции, тематические мастер-классы и встречи с реставраторами. Заключительным этапом станет общая очистка и обеспыливание полотна и предметного плана.
Среди поклонников картины не только жители России. Несколько лет назад в Москву приезжал американский кинорежиссер Питер Джексон, снявший в том числе трилогию «Властелин колец».
«Мы подошли с ним к панораме, — вспоминает Владимир Преснов, — и человек, который создал такие грандиозные киномиры, был в восторге от того, какая история скрывается за этой картиной, как здесь все сделано и какого это достигает эффекта. Это действительно потрясающее произведение, и оно должно быть сохранено».
О спасительных слайдах и условиях хранения
Полотно уже реставрировалось в советское время после пожара, который произошел в июне 1967 года. Тогда огонь уничтожил две трети панорамы. Точная причина возгорания до сих пор неизвестна.
В восстановительных работах были заняты художники-баталисты Студии имени М.Б. Грекова. Кстати, некоторые искусствоведы утверждают, что у многих солдат на полотне лица художников, которые таким образом решили увековечить себя. Работа была проведена огромная. Главной проблемой, с которой столкнулись специалисты, стало отсутствие полноценной фотофиксации, по которой можно было бы восстановить панораму. Однако сотрудники музея вспомнили, что сюда приезжал некий немецкий фотограф и сделал слайды. Реставраторы связались с ним, съездили в Германию и получили материалы, которые использовали в качестве образца.
«Самое главное, хочу подчеркнуть, что было совершено невозможное, — говорит Владимир Преснов. — Панорама сгорела в июне, а в ноябре ее уже открыли. То есть отреставрировали всего за четыре месяца! Работали круглосуточно. Помимо живописного полотна был восстановлен предметный план панорамы».
Причина, по которой после той масштабной работы панорама все же нуждается в реставрации сегодня, состоит в том, что в музее долгое время был нарушен температурно-влажностный режим. Установленный ранее кондиционер исчерпал свой ресурс уже к 1990-м годам. Зимой в музее, как и снаружи, было холодно, а летом — жарко.
«Здесь нужно говорить о неправильной эксплуатации и технических проблемах, а не качестве работы мастеров», — отмечает директор музея. Но сегодня проблема решена: в музее созданы лучшие условия для сохранения картины, необходимые влажность и температура строго соблюдаются.
Злоключения панорамы
Франц Рубо, сын обосновавшегося в России французского коммерсанта, начал писать «Бородинскую битву» в 1911 году. Эта картина стала третьей панорамой художника-баталиста, до нее он написал «Штурм аула Ахульго» (1889–1890) и «Штурм 6 июня 1855 года» (1901–1904). Работая над полотном, посвященным 100-летию Бородинского сражения, он запечатлел момент, когда французы пытались атаковать укрепленные пункты русских солдат, деревню Семеновскую и батарею на Курганной высоте.
Работа заняла примерно 11 месяцев — меньше, чем подготовка к ней, длившаяся около двух лет. Прежде чем сделать эскиз, баталист пытливо изучал все доступные ему документы, архивные тексты, тщательно выяснял особенности обмундирования и снаряжения армий начала XIX века. Каждую деталь проверял много раз. Рубо помогали немецкие художники Карл Беккер, Михаэль Цено Димер, Кристиан Фрош и другие.
Создавалась картина в Мюнхене. Там же, на одной из благотворительных выставок, ее впервые представили зрителям. Затем «Бородинская битва» отправилась в Москву. Перевозить ее пришлось на специальных железнодорожных платформах. Панорама обосновалась на Чистых прудах в специально выстроенном деревянном павильоне. Открытие панорамы почтил своим присутствием сам император Николай II с семьей.
После революции, в декабре 1917 года, доступ к панораме был прекращен. В 1918 году полотно было демонтировано, накатано на вал и перевезено с Чистых прудов в Нескучный сад. Картина несколько лет находилась на территории Донского монастыря, Миусского собора и сада «Эрмитаж». Условия хранения не соблюдались, продолжительное время вал с панорамой хранился под открытым небом.
В 1939 году картину изучила комиссия под руководством художника, реставратора и искусствоведа Игоря Грабаря и вынесла неутешительный вердикт: восстановлению не подлежит. Однако реставрация все же произошла — уже после Великой Отечественной войны. Работами руководил живописец и реставратор Павел Корин.
Верхняя часть полотна с изображением неба почти полностью обветшала и была удалена как не подлежащая реставрации. В 1949 году полотно перевезено в ГМИИ имени А.С. Пушкина, где проводилась его художественная реставрация.
Спустя 10 лет, в 1960 году, в связи с приближающимся 150-летием Отечественной войны 1812 года Министерство культуры СССР приняло решение о завершении восстановления Бородинской панорамы.
В 1962 году панорама обрела собственный дом. На Кутузовском проспекте, недалеко от того места, где когда-то прошел знаменитый совет в Филях, построили здание цилиндрической формы. Это первое музейное здание, созданное в СССР. Оно еще стояло в строительных лесах, когда сюда привезли шедевр Рубо. В панорамный зал картину поместили с помощью крана. Для зрителей двери распахнулись 18 октября 1962-го.